Духовно-нравственное воспитание как основа развития личности

О.В. Горчакова, заместитель директора МБОУ "Омская СОШ"

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

 

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в образовании. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена интеллектуальная, духовная и культурная жизнь обучающегося.

 

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые передаются из поколения в поколение.Именно они являются основой школьной жизни, определяющей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

 

Для организации уклада школьной жизни необходимо взаимодействие всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.Определяющая роль в создании целостного пространства духовно-нравственного воспитания и социализации, конечно, принадлежит школе.

 

В Омской школе разработана подпрограмма по духовно-нравственному воспитанию, которая обеспечивает: формирование уклада школьной жизни, усвоение нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, приобщение к общественной деятельности и школьным традициям; участие в деятельности творческих объединений, благотворительных организаций.

 

Одним из приоритетных направлений подпрограммы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

Выбор приоритета данного направления основывается на анализе воспитательной деятельности школы, а также на кадровом ресурсе и материальной базе нашего учреждения.

 

Содержание данного направления раскрывается через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Внеурочная деятельность в школе представлена следующими программами: «Моя малая Родина», «Я - житель земли Омской», «Ты, я, он, она! Вместе дружная семья!». Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей. Занятия осуществляются посредством различных форм организации: экскурсии, конкурсы, соревнования, фестивали, турниры, научные исследования.

 

Военно-патриотическая игра «Зарница», смотр строя и песни, конкурс «Стихи, рождённые на фронте», фестиваль патриотической песни, вечер-встреча «А память сердце бередит»– это общешкольные мероприятия, проводимые совместно с нашими социальными партнёрами.

 

Очень важно, что наряду со школьниками принимают участие и взрослые, демонстрируя своё отношение к тем или иным событиям страны.

 

Школа не один год сотрудничает с Советом ветеранов, общественной организацией «Боевое братство», Женсоветом, Центром по работе с подростками и молодёжью, Советом депутатов и другими организациями.

Совместно реализованы проекты: «Моему посёлку 80» - формирование ценностного отношения к родному краю; «Навстречу выборам» - формирование активной жизненной позиции, повышение правовой культуры будущих молодых избирателей, развитие интереса к проблемам организации и проведения избирательной кампании; «Чтобы помнили» - формирование патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся школы.

 

Все проекты имеют личностную практическую направленность, что важно для мотивации и повышения собственной значимости обучающихся, включения их в активную деятельность.

 

В 2015 году наша школа стала инициатором проекта виртуального музея «Память сильнее времени» для обучающихся школ Омского муниципального района.

 

Цель проекта - создание виртуального музея, посвященного участию жителей Омского муниципального района в Великой Отечественной войне. Задачи проекта: разработать сайт проекта, изучить материалы семейных, музейных архивов, Интернет-источников об участии наших земляков, родных и близких в Великой Отечественной войне; представить результаты поисковой, проектно - исследовательской деятельности на сайте проекта, привлечь внимание к проекту широких слоев населения Омского муниципального района, общественных организаций, органов местного самоуправления.

 

Проект «Память сильнее времени» развернул широкомасштабную поисковую деятельность, акцент в ней сделали на семейные архивы. Ребятам предложили ответить на вопросы анкеты: «Это надо живым» и опроса: «Что я знаю о семейных реликвиях?»; задуматься над тем, какой вклад внесла их семья в Победу над фашистской Германией, какие документы, фотографии и другие реликвии сохраняются в семейных архивах.

 

Интерес к данному проекту усиливался тем, что школьники общались с близкими им людьми, записывали их воспоминания, изучали историю своей семьи, частичкой которой являются они сами. Любая информация воспринимается человеком более осознанно, если она затрагивает в его душе что-то личное. История страны для детей ярче, если она живет в людях, которых они знают.

 

Результаты своих поисков ребята представляли на классных часах, музейных уроках, вечерах-встречах. Были проведены

конкурсы буклетов «Моя семья в Великой Отечественной войне» и презентаций «Семейные реликвии». Обучающиеся приносили в музей всё новые и новые свидетельства участия односельчан, родных и близких в Великой Отечественной войне.

 

Весь богатейший материал, собранный обучающимися Омского муниципального района, размещен на Сайте «Память сильнее времени» https://sites.google.com/site/pamatsilneevremeni/home. Это и есть итоговый продукт проекта. Сайт «Память сильнее времени!» - виртуальный музей, посвященный участию жителей Омского муниципального района в Великой Отечественной войне. В зале «Бессмертный полк» размещено 713 фотографий участников Великой Отечественной войны. В зале «Письма с фронта» - 36 документов, а в зале №3 - 73 электронных презентации о семейных реликвиях. Это награды, военные фотографии, личные вещи ветеранов, наградные документы, военные дневники, бережно хранимые потомками. В виртуальном музее есть зал, посвящённый фронтовикам, которые в настоящее время проживают на территории Омского муниципального района.

 

В проекте приняли участие 49 команд из 23 образовательных учреждений Омского муниципального района. Всего участников - 356 человек, из них 297 обучающихся.

 

Сайт находится в открытом доступе для всех желающих с 4 мая 2015 года. Материалы виртуального музея можно использовать для проведения уроков истории, классных часов и внеклассных мероприятий.

 

Инициативная группа педагогов и обучающихся МБОУ "Омская СОШ" представила проект на молодежной площадке районного праздника, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Участникам праздника были вручены визитки с информацией о проекте и памятные значки.

 

Информации о проекте «Память сильнее времени» размещена на сайтах поселений и школ Омского района, в газете «Омский пригород», Дневник.ру, ВКонтакте.

 

Обучающиеся получили возможность для самовыражения, самоопределения и самореализации в активных творческих формах деятельности.

 

Такая деятельность является основой духовно-нравственного развития личности, способствует ценностному самоопределению обучающегося, формируя у него любовь к Родине, готовность к защите своего Отечества, толерантное отношение к людям разных национальностей, активную жизненную позицию, развивая чувства общности и принадлежности к семье, уважение к государственным Праздникам России.