Раскрытие творческого потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ

в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций и Дистанционной школы «Учимся вместе» Новосибирской области

А.Ф. Головач, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области «Областной центр образования» (ГБОУ НСО "Областной центр образования");

М.В. Никифорова, руководитель РРЦДО ГБОУ НСО "Областной центр образования"

Раскрытие потенциала, личностный потенциал, личностный рост - эти словосочетания сейчас можно услышать часто. Давайте и мы подумаем... Это что-то такое, кажется, понятное и близкое, но так трудно поддающееся определению... Просто мы чувствуем это интуитивно - такое окрыляющее, вдохновляющее чувство, когда ты знаешь, на что способен, ощущаешь свою силу, свою мощную энергию. А что же, когда потенциал не раскрывается? Тогда мы чувствуем раздражение, напряжение, разочарование, возникает ощущение, что мы живем неполной жизнью.

 

Выходит, раскрытие творческого личностного потенциала позволяет нам чувствовать полноту своей жизни, считать ее наполненной смыслом, гармоничной - и радоваться!

 

Но все это кажется каким-то уж совсем взрослым, далеким от детского беззаботного мира. Безусловно, дети не задумываются ни о смысле жизни, ни о своем предназначении, ни о своем вкладе в этот мир. Им просто некогда об этом задумываться! Но также как и взрослые, дети чувствуют, испытывают эмоции - взаимодействуют с миром на эмоциональном уровне. Они учатся ощущать свои потребности, а впоследствии - понимать себя. И эти навыки служат фундаментом их дальнейшей жизни. Именно в детстве ребенок учится:

  •  заявлять о своих нуждах или молчать о них;

  •  принимать их в расчет или игнорировать;

  •  быть активным, творцом, или принимать то, что в жизни с ним «случается».

 

Show More

Само слово «потенциал» указывает на то, что это нечто, заложенное в человеке изначально. Значит, его не нужно создавать, прилаживать извне - оно уже есть. Однако же для того, чтобы это нечто могло воплотиться, необходимы определенные условия... и большая часть этих условий зависит от взрослых, от того, насколько чутко и с пониманием они отнесутся к тому, что заложено в их ребенке, насколько с уважением они отнесутся к его личности.

 

По сути, раскрытие потенциала - это и есть смысл жизни человека. Это возможность быть равным самому себе. Иногда нам кажется, что возможность быть счастливым зависит от достатка, здоровья, любящего окружения, таланта, политической обстановки, места рождения... и все это действительно может очень сильно повлиять на нашу возможность быть счастливым, НО!

  • человек, чувствующий свои потребности, счастливее человека, имеющего миллионы на их удовлетворение, но не знающего их;

  • человек, умеющий любить себя, видящий себя, счастливее человека, не любящего себя, даже если его окружают любящие люди;

  • наконец, человек со слабым здоровьем, с ограниченными возможностями, познавший красоту и силу своей уникальной, неповторимой личности, счастливее самого здорового человека на свете, не знающего и не чувствующего себя.

 

Врожденные способности ребенка – это лишь небольшая часть условий, необходимых для того, чтобы из ребенка выросла творческая, свободная, яркая личность. В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова о творчестве сказано так: «Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существующее», то есть творчество является особым видом активности нерегламентированного, преобразовательного характера личности.

 

Психологи утверждают, что развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно её отстаивать. У него более высокая работоспособность: но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа». А если развиты его эмоции, то будет развиваться мышление. Думающий и чувствующий человек – это и есть человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, самореализации социальной адаптации.

 

В Концепции модернизации Российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, не зависимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования.

 

В национальном проекте «Образование» подчеркивается, что особую актуальность технологии дистанционного обучения представляют для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В декабре 2009 года был создан Региональный ресурсный центр дистанционного обучения детей - инвалидов (РРЦДО), который реализует проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области». Наш центр регламентирует организацию дистанционного образования детей-инвалидов с сохранным интеллектом, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером, постоянно обучаются индивидуально на дому по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования.

 

Наша Дистанционная школа представлена 28 районами и 9 городами Новосибирской области. На сегодняшний день у нас обучается 408 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также в этом числе и обучающиеся, находящиеся на длительном лечении в Детской туберкулезной больнице.

Show More

Ребята свое основное образование получают по месту жительства, а у нас дополнительно по запросу родителей и детей. За время существования мы выпустили из 9 класса – 118 человек, из 11 класса – 104 человека, что составило общее количество выпускников 222 человека. Чаще всего выпускники 9-х классов продолжают обучение в нашей Дистанционной школе. Есть ребята, которые выбирают средне-специальные учебные заведения.

 

Выпускники 11 класса в своем большинстве поступают в высшие учебные заведения. Мы гордимся результатами совместной работы образовательных учреждений, наблюдая за успехами наших выпускников. При создании Регионального ресурсного центра, сотрудниками «Новосибирского педагогического университета», была разработана информационно-образовательная среда для организации дистанционного обучения детей-инвалидов Новосибирской области.

 

Финансирование программы строится на основании Соглашения между Федеральным агентством по образованию и Администрацией Новосибирской области, а также в рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение равного доступа детей к услугам дошкольного, общего и дополнительного образования» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Show More

Современные социально-экономические изменения в нашей стране формируют потребность общества в творческих личностях, способных сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России. На достижение этих целей – развитие творчески одаренных личностей – направлен социальный заказ общества, который получил отражение в президентской федеральной целевой программе «Дети России» с подразделом «Одаренные дети» (1996), Национальной доктрине образования РФ (2000), федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 гг., Президентской инициативы «Наша новая школа» (2010 г.). Одной из главных задач во всех этих документах значится развитие способностей одаренной личности. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 

Для достижения социального заказа при организации обучения детей с ОВЗ в Дистанционной школе «Учимся вместе» по адаптированной образовательной программе создано сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций, которое представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.

 

Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности человека, так как не являются врожденными качествами, а могут иметь лишь врожденный потенциал. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Средства сетевого взаимодействия открывают перед детьми с особенностями развития новые горизонты.

 

На сегодняшний день это взаимодействие представлено 170 общеобразовательными организациями, 120 педагогами Новосибирской области.

 

В статье 15 ФЗ «Об образовании в РФ» сказано: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации…» В нашем случае, это Детская туберкулезная больница. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации № 06-308 от 21 февраля 2012 года «О рекомендациях об использовании детьми - инвалидами компьютерного оборудования» и Постановление Правительства Новосибирской области № 296-П от 08 июля 2013 года «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий» нормативно закрепляют организацию дистанционного обучения в данной сетевой форме реализации образовательных программ.

Show More

Существуют 2 модели сетевого взаимодействия. В РРЦДО сетевое взаимодействие построено по распределенной модели. Эта модель основана на идее обмена образовательными ресурсами образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие.

 

Механизм сетевого взаимодействия основан на договоре о совместной деятельности и внутренних регламентах деятельности общеобразовательных организаций.

 

Модель обучения при сетевом взаимодействии представлена основной школой по месту жительства и нашей Дистанционной школой «Учимся вместе».

 

Целью одного из направлений работы Регионального ресурсного центра дистанционного обучения является раскрытие творческого потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями, способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире.

 

Для развития и реализации потенциала обучающихся, необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию способностей детей с ОВЗ.

 

Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.

 

Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.

Основополагающие виды одаренности: творческая, социальная, интеллектуальная. В наше время выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

 

Психолого-педагогическая служба Регионального ресурсного центра ведет работу по диагностике и развитию детей-инвалидов с целью формирования творческой личности обучающихся. В течение учебного года проводится фиксация учебных показателей, а также отмечается внеучебная деятельность учащихся. Исходя из показателей последних 3-х лет, появилась тенденция выделять некоторых обучающихся в определенную группу, имеющих высокие способности к той или иной деятельности.

Show More

Более 12 % учеников Дистанционной школы проявляют себя с разных сторон, преимущественно выделяясь в академических способностях к разным предметным областям. Мы провели исследование способностей к усвоению предметов.

 

У обучающихся наблюдается преобладание высоких способностей к усвоению гуманитарных наук, на 2 месте – естественно-научные предметы, далее идут точные науки и предметы из области искусства.По видам одаренности мы наблюдаем преобладание академической, над художественной.

 

Исходя из современной концепции понимания одаренности, базирующейся на стыке трех составляющих: интеллект, креативность, познавательная мотивация, выстраивается общая направленность работы психолого-педагогического сопровождения.

 

Выявление одаренных детей носит продолжительный характер, связанный с анализом развития конкретного ребенка и приобретает следующую логику:

  • На первом этапе выстраивается работа с родителями и педагогами и отбираются дети, преуспевающие по определенных предметам.

  • На втором этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка. В дальнейшем психолого-педагогическая служба оказывает психологическую помощь педагогам в виде консультаций и рекомендаций по работе с одаренными учащимися, проводит элективные часы (консультационные и профориентационные), проводит консультации с родителями по вопросам одаренности.

 

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных материалов. Это способствует обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации одаренной личности.

 

В Дистанционной школе «Учимся вместе» обучающимся предлагается более 300 курсов предметной направленности.

При индивидуализации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для реализации потенциальных возможностей детей. Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок и его родители.

 

В Дистанционной школе важную роль играют информационно-коммуникационные технологии, которые определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок одновременно получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.

Show More

Индивидуализация является новым подходом к образованию, где изменяется позиция ученика: он становится субъектом, а не объектом образования. Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленная образовательная программа, которая обеспечивает учащемуся возможность выбора в содержательной, деятельностной и процессуальной области образовательного процесса.

 

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Для нашего удобства в рамках сетевого взаимодействия мы разработали свой вариант, в котором фиксирует статус ребенка с ОВЗ, педагогов основной и Дистанционной школы, заключение ПМПК.

 

Освоение адаптированной образовательной программы идет по индивидуальным учебным планам основной школы по месту жительства и Дистанционной школы «Учимся вместе». Для развития потенциала обучающихся индивидуальные учебные планы разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой образовательных учреждений.

 

Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

  • возможностями удовлетворить образовательные потребности личности; - ресурсными возможностями образовательной организации.

 

Индивидуальные учебные планы - еще одно условие индивидуализации работы с детьми. У каждого ученика Дистанционной школы «Учимся вместе» есть свое индивидуальное расписание уроков.

 

Педагогические и детские проблемы детей-инвалидов и детей с ОВЗ теснейшим образом связаны с физическими и индивидуально-психологическими особенностями ребенка. Их слишком много и задача педагога в первую очередь помочь обучающемуся решать данные проблемы, укрепляя и сохраняя здоровье ребенка. Правильное построение взаимоотношений ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

 

Решить проблемы, возникающие у детей-инвалидов в ходе учебного процесса можно специальным подбором учителей. Педагог должен быть творческой личностью, обладать харизмой и яркостью. Ведь от него в значительной степени зависят психологический климат в общении через Skype, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности.

Show More

Важное значение имеет работа с родителями. Родителям особых детей, конечно, приходится не сладко. В жизни их детей, к сожалению, зачастую гораздо больше боли и ограничений, чем в жизни здорового ребенка. Операции, болезненные или просто пугающие медицинские манипуляции, частое посещение врачей, которое так не любят дети, бесконечные разговоры о болезни, подрывающие чувство безопасности, необходимость болезненных, просто «нелюбимых» процедур, осуществляемых родителями, оставляют неизгладимый отпечаток на всем в жизни ребенка-инвалида. У 30% детей занятия проходят в присутствии и с помощью родителей. В решении детских проблем Дистанционная школа оказывает помощь просветительскую и консультативную. Работа с родителями направлена на осознание и принятие индивидуальности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей окружающими его людьми. Наша задача помочь родителям в создании благоприятной в психологическом отношении атмосферы общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

 

В образовательном учреждении работу с одаренными детьми курирует классный руководитель, который координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого обучающегося. (Учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивают необходимое общение, связь с родителями).

 

В Дистанционной школе «Учимся вместе» курируют данную работу методисты под руководством руководителя РРЦДО. Педагоги, ведущие курсы, содействуют усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога работающего дистанционно.

 

Из образовательных организаций по запросу Дистанционной школы предоставляется учебный план, сведения о внеурочной деятельности, копия личного дела, характеристика на обучающегося. По окончании учебного года Дистанционная школа «Учимся вместе» и Образовательная организация обмениваются результатами работы.

 

Под руководством педагогического коллектива Дистанционной школы обучающиеся, участвуя в Международных олимпиадах и Всероссийских конкурсах, работают над развитием интеллектуальных дарований ребенка.

 

На сайте Дистанционной школы с целью развития творческой одаренности мы проводим различные конкурсы. В рамках Виртуальной летней площадки в июне 2014 года, посвященной Году Культуры в РФ, было проведено особенно много мероприятий направленных на развитие творческих способностей детей с ОВЗ.

 

В этом учебном году впервые Региональный ресурсный центр дистанционного обучения разработал, организовал и в данное время проводит межрегиональный конкурс «Киномир и мультреальность» среди обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам.

 

Результативность участия в Международных конкурсах составила 254 призовых места за последние 2 года.

Рассматривая участие детей-инвалидов во внеурочной деятельности мы можем констатировать хороший охват обучающихся. 34 % от общего количества.

 

Усиленное внимание именно к проблеме творческого потенциала связано, прежде всего, с тенденцией современной науки воспитывать у личности творческое отношение к окружающей действительности, понимание современного мира и его законов. Поэтому особое место в системе образования занимает проблема творческого развития личности. Решение вопросов по выявлению потенциальных возможностей одаренных детей возможно только при создании условий для раскрытия творческого потенциала личности.

 

Раскрытие потенциальных возможностей ученика в комплексном применении различных форм в сочетании получения образования в основной и дистанционной школах, помогает достигать наибольшего эффекта освоения материала в процессе обучения. Расширять его кругозор и, как следствие, способствовать выявлению потенциальных возможностей личности и раскрытия творческого потенциала ребенка - инвалида.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА

644024, Россия, Омск,
ул. Куйбышева, 56, офис 1
Тел./факс: +7 (3812) 490-633
E-mail: learningmethod@mail.ru
Http://learningmethod.ru

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ