Комплексная деятельность по социальной адаптации и реабилитация творчеством детей с ОВЗ.

Ж.А. Соловьева, директор бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования г.Калачинска Омской области«Центр детского творчества»  (БОУДО «ЦДТ»)

Автор статьи и редакция журнала "НАУКА и МЕТОД" выражают огромную признательность родителям детей за предоставленные фото. 

Центр детского творчества г. Калачинска – многопрофильное учреждение дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы по следующим направленностям: художественная, естественнонаучная, техническая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная,туристко-краеведческая. С 2003 года Центр является муниципальной инновационной площадкой.                

 

Инновационный опыт ЦДТ составляет опытно-экспериментальная деятельность в том числе по вопросам развития и социальной адаптации детей-инвалидов. Тема и содержание эксперимента «Образование детей особой заботы» были обусловлены результативной деятельностью Студии детей с особенностями в развитии, которая более 10 лет  принимает  детей-инвалидов, имеющих заключение медико-педагогической комиссии  - «необучаемые».

Цель ее деятельности - социальная адаптация и реабилитация творчеством детей с ограниченными возможностями - осуществляется через организацию насыщенного развивающего пространства в условиях реализации комплексной образовательной программы Студии. Образовательный потенциал Студии составляют  высококвалифицированные педагоги дополнительного образования, ее технические возможности обусловлены наличием сенсорной комнаты для воспитанников, появившейся в учреждении благодаря проекту – обладателю Гранта Губернатора Омской области.

 

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.

Участие в региональном инновационном комплексе «Образование детей особой заботы» в совокупности с собственными потребностями учреждения обусловили направление работы ЦДТ  по теме «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми особой заботы».

 

Целью деятельности регионального инновационного комплекса (ИнКО)  «Образование детей особой заботы» являлось создание в регионе условий, обеспечивающих повышение качества образования детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Основными направлениями были апробация специального федерального государственного стандарта (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация современных технологий в процессе образования детей особой заботы, в т.ч. дистанционного обучения детей-инвалидов, инклюзивное образование, поддержка и развитие дифференцированной помощи детям особой заботы, организация профессиональной подготовки специалистов, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Среди 42 участников ИнКО ЦДТ был единственным учреждением дополнительного образования детей. Наша роль в ИнКО – представить свой опыт. Для достижения этой цели нами были определены следующие задачи: корректировка и рецензирование образовательной программы Студии,  работа методического объединения педагогов по темам «Современные формы работы с детьми особой заботы», «Повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с детьми особой заботы», деятельность педагогов и воспитанников в условии сенсорной комнаты. В ходе работы был проведен внутриучрежденческий методический совет по теме «Участие ЦДТ в инновационном комплексе «Образование детей особой заботы», осуществлена индивидуализированная методическая помощь педагогам, участвовавшим в эксперименте, руководитель студии прошла профессиональную курсовую подготовку по здоровосберегающим технологиям в РУДН (г.Москва).

Значимым итогом нашей работы по реализации цели эксперимента   явилось обновление образовательной программы Студии – введение курсов – общефизическая подготовка, развивающие компьютерные игры. Значимым считаем и  постоянное участие воспитанников Студии в выставках декоративно-прикладного творчества, в районном конкурсе «Искорки надежды». В рамках социального проекта с Центром социального обслуживания Калачинского района была проведена социальная практика для воспитанников студии в виде мастер-класса по прикладному творчеству для клиентов Центра. Мастер-классы  проводились нашими воспитанниками! Вот основной итог и достижение работы учреждения дополнительного образования с детьми «необучаемыми».

 

В результате оказанной методической поддержки педагоги Студии прошли обучение в рамках эксперимента, вследствие чего стала возможной их работа с воспитанниками в условиях сенсорной комнаты. Эффектами воздействия сенсорной комнаты на воспитанников стали: стабильный эмоциональный фон детей, развитие их сенсорно-перцептивной чувствительности, развитие доверительных отношений между детьми и педагогами.