Проблемы системы профессионального образования

Д.В. Щербаков, декан педиатрического факультета ГБОУ ВПО "Омский государственный медицинский университет Минздрава России", к.м.н.

Учитывая неуклонно увеличивающийся спрос на интеллектуальные ресурсы, обладающие необходимыми знаниями и умениями и способностью их постоянно наращивать, для современной системы российского образования важно развитие такой модели мышления и поведения, которая послужила опорой системе подготовки кадров для всех отраслей экономики, но в первую очередь для самой системы образования.

 

Опираясь на современный уровень развития системы, можно четко сформулировать угрозы российского образования и идентифицировать задачи его развития.

 

По данным всероссийского опроса [5], проведенного в 2001 г., 15 % россиян оценили отечественное образование на порядок выше мирового уровня, 35 % респондентов посчитали его соответствующим мировому стандарту, 30 % посчитали, что наше образование недотягивает до мирового стандарта, а остальные затруднились с ответом.

 

В 2007/08 учебном году где-либо (из профессиональных или любительских интересов, включая самостоятельное обучение) получали образование 16% взрослых. Более активны в этом отношении, что неудивительно, молодые люди: так, в возрастной группе от 23 до 30 лет в 2007/08 учебном году обучались 26% респондентов, в то время как среди респондентов старшей возрастной группы (от 51 до 60 лет) – только 7% [6].

 

В статье Е.С. Поповой (2015) даются ответы на вопросы, что побуждает современную учащуюся молодёжь, в частности выпускников 11-х классов, выбирать и выстраивать стратегии продолжения получения образования? Каковы основные мотивы такого выбора? Какая молодёжь оказывается наиболее мотивированной и к чему? Так анализ множественных ответов на вопрос «Почему Вы планируете учиться?» позволили автору выстроить некую иерархию мотивов продолжения обучения после окончания основной школы. Желание «найти хорошо оплачиваемую работу» отмечено в качестве одного из основных мотивов продолжения обучения. Идут учиться дальше, чтобы «получить работу, соответствующую интересам и склонностям», 72,5 % выпускников; 58,6 % хотят продолжать обучение, чтобы «быть компетентными работниками»; 56,3 % планируют использовать накопленный образовательный капитал для поиска работы в нашей стране и 28,3 % за рубежом; 64,7 % считают необходимым продолжать обучение, чтобы «получить престижную работу» [3].

 

Можно сделать вывод, что образование признается важным условием «обеспеченного будущего» гражданами страны, однако считает ли большинство жителей эффективной сложившуюся систему? Одинакова ли ценность образования в глазах потребителей образовательных услуг и тех, кто эти услуги предоставляет? Сложившийся рынок образования и образовательных технологий, насколько на нём развита конкуренция и готов ли он к самостоятельной регуляции?

 

Одна из проблем системы профессионального образования заключается в том, что до недавнего времени в управлении российским образованием отсутствовала система комплексного прогнозирования и планирования, основанная на прогнозах рынка труда и технологического развития. Распределение Министерством образования и науки России бюджетных мест (государственного здания) в профессиональных образовательных учреждениях стало базироваться на мониторинге рынка труда, на стратегии экономического развития соответствующего региона. Следующим шагом должно стать управленческое решение, заключающееся в перераспределении бюджетных мест и снятия с финансирования (ограничение лицензии на образовательную деятельность) тех образовательных организаций, которые не могут обеспечить требуемый государством и заданный федеральными образовательными стандартами уровень образования.

 

Следующая проблема – снижение качества подготовки специалистов и менеджеров, в экономически активных отраслях. В стране много выпускников с дипломами образования разного уровня, но остро не хватает именно квалифицированных кадров, в первую очередь инженерных и естественнонаучных специальностей. Значительная часть выпускников всех образовательных ступеней трудоустраиваются не по специальности, при этом по-прежнему не достает квалифицированных менеджеров и юристов.

 

Нельзя недооценивать влияние на сложившуюся ситуацию в России того факта, что низкий уровень оплаты труда и невысокий рост социального статуса преподавательской и представителей научной сферы.

 

По данным опросов ВЦИОМ (2014) профессия преподавателя (учителя) кажется россиянам несколько более привлекательной, по сравнению с 2008 г.: доля респондентов, считающих ее абсолютно непрестижной, сократилась с 35% в 2008 г. до 27% в 2014 г. Существенно реже стали говорить о трудном материальном положении преподавателей (с 48% до 29%). Около половины (47%) согласны с тем, что профессия педагога позволяет устроить жизнь на среднем уровне. Против профессии учителя для своего ребенка выступили две трети респондентов (65%), и, прежде всего, молодые люди (78% от 18 до 24 лет).

 

Мотивация на обучение и желание получить образование – не всегда суть одно и то же. Проблема ли это? По данным некоторых исследований, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся современному миру, необходимо прийти к пониманию того, что приобретать знания есть то же самое, что и жить. Необходимо извлекать знания из всего, что делается, любой полученный опыт нужно рассматривать как опыт приобретения знаний. Обучение означает использование всех ресурсов – в учебном заведении или вне его – для личного роста и развития. Люди, берущие на себя инициативу в обучении, узнают больше и учатся лучше, чем те, которые пассивно ждут, чтобы их научили. Культура усвоения знаний замещается культурой поиска, дискуссии и обновления. Следует отметить, что подходы к обучению, ориентированные на студента, используют способ, с помощью которого приобретаются знания, повышается эффективность обучения путем усиления мотивации, задействуются любопытство и инициируется исследование, активизируется творчество. При этом не так важно, в каком секторе экономики он будет работать.

 

Вместе с изменением роли студента меняется и роль преподавателя – сегодня он уже не транслятор, а менеджер учебного процесса. Происходит резкое расширение его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность студентов. Формируется новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. В преподавателе начинает цениться способность содействия поиску самого студента. Те, кто будут учить, сами должны многому научиться.

 

Многие скажут, что партнерство в обучении – скорее философская категория, чем набор специфических учебных методик. Здесь не смогут помочь ни инструкции, ни рекомендации для преподавателя, ни рабочая тетрадь студента. Вместо этого и преподавателям, и студентам необходимо пересмотреть свои роли. Из сказанного выше можно сформулировать ещё одну проблему: проблему обучения преподавателей современным методикам обучения. В образовании проявляется психологический барьер: «стариков» учат «молодые мальчишки».

 

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. декларирует «процесс приобретения знаний в течение всей жизни» [4]. Перед преподавательским сообществом стоит проблема: как сделать студентов более ответственными по отношению к собственному обучению. Но при этом не нужно настаивать, чтобы студенты взяли на себя всю степень ответственности.

 

Значительную часть затрат на образование в России несет государственный бюджет, за счет которого, в основном, реализуются программы подготовки специалистов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Эти стандарты неслучайно формулируют чёткие требования именно к выпускнику, и, в меньшей степени, к процессу его подготовки. Государство считает, что выпускникам необходимо давать именно те знания и навыки, на которые будет предъявлен наибольший спрос в конкретном регионе, на каждом этапе экономического развития отрасли, для которой подготовлен выпускник. Только в этом случае удастся повысить эффективность от инвестиций в образование. Содержание образования и профессиональной переподготовки должно соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка труда.

 

Проблема «сколько инвестировать в образование» возникает в связи с необходимостью создания действенного механизма партнерства между государством, наукой и бизнесом в области образования. Новые подходы к финансированию, осуществляемого государством, содружественны во многом требованиям науки и бизнеса, в соответствии с выгодами, получаемыми ими от этих вложений.

 

Инвестиции в образование – не только важный способ наращивания человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Они имеют и собственную ценность для повышения жизненного потенциала граждан страны. Образование (знание) дает возможность его обладателю устроить и свою жизнь, и жизнь общества наилучшим образом, неся ответственность за каждый шаг своей деятельности. Образование в этом отношении является необходимой, сущностной характеристикой человека, поскольку необразованный человек близок к тому, чтобы стать социально опасным. Планомерное усреднение и пренебрежение компетентностью в образовании неминуемо приведёт к безответственности, принятию ошибочных решений, и, как следствие, к угрозе безопасности общества.

 

Выводы. Исторический отечественный и международный опыт свидетельствует, что система образования в любой стране должна готовить учёных, менеджеров и специалистов разного творческого уровня, способных: а) поддерживать существующие технологии и продукты; б) заимствовать новые технологии и продукты; в) разрабатывать новые технологические принципы и технологии.

 

В России в течение многих десятилетий развитие системы подготовки квалифицированных рабочих носит циклический характер. Когда ставится задача технологического перевооружения экономики, то система профессионального обучения объединяется с предприятиями (переходит под их контроль и в значительной степени финансируется ими). В периоды устойчивого развития на существующей технологической основе система профессиональной подготовки отдаляется от предприятий, контролируется и финансируется преимущественно государственными органами образования.

 

Концепция развития системы образования и эффективное управление этой системой критично важна для России. При успешном развитии системы образования резко расширяются возможности для нового технологического рывка и повышения стандартов жизни населения, в случае неудачи модернизация экономики с низкой производительностью и низким уровнем жизни может затянуться на длительный срок.