Использование медиаресурсов на учебном занятии в соответствии с требованиями ФГОС (на примере урока обобщающего типа) 

Л.В. Арбузова, заместитель директора, КОУ «Средняя школа № 2»

Всякую истину, если ее сделать «чрезмерной»... если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд.

 

В.И. Ленин. Детская болезнь "левизны" в коммунизме

 

Реализация требований ФГОС ставит перед учителем новые профессиональные задачи, одной из таких новаций является необходимость использования медиаресурсов на уроках. Медиаресурсы, совокупность накопленных на носителях записей информационных продуктов СМИ с целью дальнейшего их использования (Источник: Психология общения.

 

Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.), являются средством для формирования таких метапредметных результатов, как «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источника информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, а также умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований     эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности» (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования \ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2013. – 63 с. – (Стандарты второго поколения). (С.10)).

 

Из вышесказанного следует, что учитель должен обучать школьников работе с определенного вида информацией, взятой из СМИ, Интернета и обучающиеся должны уметь грамотно использовать средства коммуникационных и информационных технологий для решения учебных задач. Педагоги, выполняя требования ФГОС, внедряют новые технологии, однако, анализируя сложившуюся практику использования ТСО и медиаресурсов, следует отметить, что зачастую происходит подмена бумажного носителя информации электронным, школьникам предлагается простое чтение текстов, только не со страниц учебника, а с мониторов планшетов, компьютеров и пр. Подобная непродуктивная подмена не только не способствует достижению поставленных метапредметных результатов, но, зачастую, вредна, так как «зрительное утомление, развивающееся при чтении с экранов дисплеев, значительно выше по сравнению с чтением с листа при равных объемах зрительной работы на 65-100% у учащихся младших классов и на 30% у учащихся средних классов» (Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность использования компьютера в обучении детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева ; под ред. В.Р. Кучмы. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. – (Работаем по новым стандартам). С.125).

 

Преодолеть данную проблему, на наш взгляд можно, если использовать такие средства обучения, в которых «не только представлено содержание фундаментального ядра, но и разработан аппарат усвоения» (Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым стандартам). С. 124), что значительно повышает результативность процесса обучения на современном уроке.

 

Особое внимание уделяется медиаресурсам и ТСО на уроках обобщающего типа, т.к. ведущая дидактическая цель этих занятий, как правило, заключается в систематизации достаточно большого объема ранее изученного материала, что делает использование данного инструментария необходимым. Следует отметить, что деятельность обучающихся должна быть четко спланированной на всех этапах урока-обобщения, появление медиаресурсов и организация работы обучающихся с ними предполагает наличие инструкций, рекомендаций, алгоритмов, направляющих учеников к предполагаемому результату или позволяющих самостоятельно выбрать направление своей работы на уроке. С нашей точки зрения, это уточнение не является общим местом, всем известным, и отчасти, банальным, т.к. для продуктивной деятельности обучающихся недостаточно только собственно наличия медиаресурсов на уроке («дети творческие, сами придумают, как всё использовать»), но, несколько не мешая творчеству, важно конкретизировать цель и результат работы с данной информацией.

 

Ниже приведена разработка учебного занятия, некий конструктор урока обобщающего типа с использованием медиаресурсов и описаны алгоритмы, «дорожные карты», направляющие деятельность обучающихся.

 

Выполняя требования ФГОС (перефразируя классика), очень важно не доводить чрезмерным использованием современные технологии до абсурда, а использовать принцип сообразности в любом виде деятельности.

 

Разработка учебного занятия (скачать)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА

644024, Россия, Омск,
ул. Куйбышева, 56, офис 1
Тел./факс: +7 (3812) 490-633
E-mail: learningmethod@mail.ru
Http://learningmethod.ru

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ