Коммуникативная компетенция с применением технологии   критического мышления

Л.Т. Ахметова, учитель биологии, Средняя школа № 37, г. Астана, Республика Казахстан

На уроках каждый учитель использует способы коммуникативной компетенции. Коммуникативность стимулирует речемыслительную активность учащихся. Коммуникативность – это способность к общению. Любое общение, в том числе и деловое - это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Вербальный (от лат. vеrbalis - словесный, устный) – в психологии этот термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой. Цель учителя на уроке создать условия для формирования коммуникативной компетенции, т.е внутренней готовности и способности к речевому общению, формирование познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету и очень важно использовать на уроках не «форму», а содержание обучения. У каждого ребенка есть способности и таланты, поэтому использование методов критического мышления способствует развитию творческих способностей у детей. Следовательно, наиболее приемлемой мне кажется точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского о компетенции: Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

 

Применение стратегии технологии критического мышления помогают учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы. Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся обычно дает положительный результат.

Проанализировав стандарты обучения, я увидела, что в них большое внимание уделяется постановке вопросов, как для учащихся, так и самими учащимися, а также для учителя-профессионала важна «способность учителя стимулировать учащихся к анализу, синтезу, оцениванию». Исходя из этого, я определила для себя задачи. Так, в связи с этой ситуацией я вышла на постановку задач для себя как учителя, что необходимо менять методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии.

 

Иначе, под компетенцией имеют в виду наперёд заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

 

При изучении предмета компетентность ученика становится значительно шире, знания, умения, навыки, так же включают в себя направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), её способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер — самостоятельность, целеустремлённость, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Поэтому эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. В чём я убедилась при использовании на собственных уроках биологии стратегии критического мышления.

 

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения учащихся. Те, кто критически подходит к теоретическим знаниям и практическому опыту, считают, что одних только приобретенных знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны, когда они понятны в схематических терминах и могут быть применены практически, творчески и критически. В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является для них главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию. Ценность технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает ребят к практике. Ученик перестает бояться отвечать, у него повышается ответственность за свой ответ, учитель помогает учащемуся и вместе участвуют в добывании знаний.

 

Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий, хотелось бы на своих примерах показать, как я применяю их на уроках. Основы технологии критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, рефлексия. Стадия I – стадия вызова. Она выполняет важные задачи, и очень многое зависит от того, насколько полно эти задачи будут реализованы, например использование приема “мозговой штурм”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся предоставляется возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия – осмысление, ученики работают в парах, группах. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

 

Для этого существуют определённые условия способствующие развитию и формированию коммуникативной компетенции:- учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;

  • ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;

  • должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

  • в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;

  • учитель должен верить в способности каждого ученика.

 

Используя метод наблюдения, я определила следующее: более 50,% обучающихся считают, что умеют и с желанием выполняют творческие задания, большинство учащихся вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому в основе моей работы использованы элементы критического мышления. Для реализации моей деятельности были предприняты следующие шаги:

  • работа в творческой группе «Формирование познавательной и коммуникативной компетенции у обучающихся»;

  • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.

 

Элементы технологии критического мышления необходимо вводить постепенно для достижения наибольшего результата.

Для развития умения воспринимать информацию использую приемы:  «Знаю – хочу узнать – узнал». Кластер, плюс-минус-интересно, инсерт.

 

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

 

На уроках использую Кодекс светского общения включающий в себя некие постулаты:

1. «соблюдай интересы другого» (вежливость, такт);

2. «не порицай другого», «избегай возражений» (одобрение, согласие);

3. «будь доброжелателен, приветлив» (симпатии). Кодекс делового общения строится на иных принципах:

4. достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»);

5. качества информации («не лги»);

6. целесообразности («не отклоняйся от темы, сумей найти решение»);

7. «умей слушать и понять нужную мысль»;

 

Очень эффективны методы оценивания. Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Для самооценки обучающихся и выяснения затруднений, я предлагаю листы само оценивание работы на уроке.

Отметь по каждой шкале, то, что относится к тебе:

1-вариант

Таким образом, обучающиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты, выступают с ними перед аудиторией. Школьники получают задания и творческого характера: составить кроссворды, эссе, карточки по заданной тематике, составление тестов по данной теме, подготовка презентации и ее защита.

 

На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Использование данной технологии позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик, поставлен в такие обстоятельства, у него проявляется активность, учится успешно преодолевать возникшие ситуации; сам неосознанно создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формируются коммуникативные умения и навыки, успешность учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.

 

Использованная литература:

  1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.

  2. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций.

  3. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие.

  4. Определение компетенции, по Д.А. Иванову, К.Г. Митрофанову, О.А. Соколовой.