Педагогические условия формирования профессиональных компетенций в период учебной практики

по профессиональным модулям

Л.А. Важенина, преподаватель высшей категории, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж профессиональных технологий»

Профессиональная компетентность специалиста по рекламе - это составляющая профессиональной культуры, определяющая социальную ориентацию личности в поле профессиональной деятельности. В процессе обучения теоретические знания находят выражение в практических действиях.

 

Практика как форма организации учебной деятельности студентов является составной частью образовательной программы  по специальности, проводится в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса.

 

Как разделы профессиональных модулей, учебные практики представляют собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. В период учебной практики студенты закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и создают условия комплексного формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

 

В результате анализа научно-педагогической литературы и практического опыта обучения по специальности Реклама были выявлены следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций в период учебной практики по профессиональным модулям:

  • обеспечение демократического стиля общения преподавателя со студентом в процессе освоения программы освоения учебной практики;

  • организация сотрудничества на основе диалога социальных взаимодействий, установление субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами;

  • учет индивидуальных особенностей обучающихся, а именно темперамента, черт характера, взглядов;

  • создание креативной среды;

  • логическое структурирование содержания учебной практики в соответствии с содержанием МДК;

  • разработка системы учебных заданий для комплексной и последовательной профессиональной подготовки;

  • внедрение игровых образовательных технологий

  • поддержка активной образовательной деятельности студентов;

  • поощрение самостоятельности, инициативы обучающихся и творческих подходов к решению учебных задач;

  • мониторинг хода и результатов учебной деятельности студентов в период практики.

 

Выбор перечисленных выше педагогических условий обусловлен особенностями профессиональной подготовки студентов специальности Реклама, которые продиктованы содержанием комплекса профессиональных компетенций.

 

Демократический стиль общения, по нашему мнению, чаще всего определяется выбором методов обучения, характеризующих свободой общения, непринужденностью обстановки, активностью участия обучаемых в процессе профессиональной подготовки. Для данного стиля общения характерны широкий контакт со студентами, проявление доверия и уважения к ним. Преподаватель стремится наладить эмоциональный контакт с обучающимся, не подавляет строгостью и наказанием; в общении со студентами преобладают положительные оценки.

 

Опыт показывает, что демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и студентом, вызывает у обучающихся положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности по приобретению первичных профессиональных навыков.

 

Подробнее остановимся на условии  создания креативной среды. Показателем уровня освоения профессиональных компетенций специалиста по рекламе является способность решать задачи по проектированию, выполнению в материале и продвижению рекламного продукта, так как они составляют основу профессиональной деятельности.

Особенностью создания креативной среды является максимальное внедрение в программу учебной практики нестандартных, творческих учебных, профессионально ориентированных  задач, требующих от студента поиска креативных путей их решения.

 

Виталий Александрович Сластёнин считал, что наилучший режим развития умственной активности и самостоятельности у студентов создаёт креативная  деятельность, направленная на открытие, конструирование чего-то нового и неизвестного.

Креативная среда создаётся путём использования в процессе обучения различных творческих проектов, анализа профессиональных ситуаций, анализа продуктов творческой деятельности, а также посредством стимулирования у студентов уверенности в собственных силах, доминирования эмоций радости, отсутствия боязни показаться странным, необычным, отсутствия конформности и др. Применение активных и проблемных методов обучения стимулирует у студентов установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливая при этом веру в собственные креативные способности.

 

В период учебной практики студенты выполняют учебные задания различной направленности (аналитические, проектные, диагностические, операционально-технологические). Для их успешного выполнения  требуется применение всего спектра знаний и умений будущего специалиста на данном этапе обучения. Использование различных профессиональных задач и многообразие подходов к их решению характеризует обучение на специальности Реклама как креативный процесс, так как его результат всегда является субъективно новым, то есть студент получает субъективный креативный продукт.

 

При организации занятий по учебной практике также используются элементы игровых образовательных технологий (деловые игры, ролевые игры, метод проектов). Применение этих технологий позволяет максимально разнообразить условия учебной деятельности, так как на любом этапе игра развивает способности, создаёт ситуации выбора решения и собственной ответственности за результат. Ролевые игры создают почву для формирования комплекса профессиональных умений и навыков в условиях, максимально приближённых к реальным.

 

Творческая личность, в отличие от ригидной, обладает большей степенью свободы, индивидуальностью, собственной точкой зрения на профессиональную проблему. Творчески мыслящий студент использует в качестве основы базисные знания, подчеркивает в случае необходимости их спорность, неоднозначность, строит гипотезы, дает нетрадиционное видение проблемы.

 

Согласно учебному плану специальности 031601 Реклама учебные практики предусматриваются по четырём профессиональным модулям. (ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03, ПМ.05).  На основе программ профессиональных модулей была составлена общая программа учебной практики для студентов специальности 031601 Реклама.

 

Содержание программы учебной практики по профессиональному модулю дополняет содержание всех МДК, входящих в состав модуля. На основе программы учебной практики разрабатывается календарно-тематический план практики. Календарно-тематический план отражает наименование тем и краткое содержание учебных работ на каждый день практики.

В первый день практики проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с календарно-тематическим планом, перечнем заданий, с методическими требованиями к выполнению заданий, с критериями оценки заданий, требованиями к отчёту по практике.

 

Комплект содержания заданий по учебной практике обязательно дополняется методическими рекомендациями к выполнению заданий. К каждому заданию по практике прилагаются электронные  папки с дополнительными материалами по темам и методическими материалами к выполнению заданий, которые содержат иллюстративный и теоретический материал.

 

Содержание заданий по учебной практике предполагает вариативность подходов к выполнению, а также различные уровни сложности результата.

 

В дополнение к программно-методическим материалам разрабатывается комплект документации для проведения мероприятий итогового контроля: бланки ведомостей, критерии оценки заданий, требования к оформлению отчетной документации, требования к оформлению и защите портфолио.

В содержании учебной практики предусматриваются следующие виды учебной деятельности: экскурсии, мастер-классы с элементами лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа по освоению технологий, инструментов и материалов.

 

За период практики каждый студент создает индивидуальную папку выполненных заданий – «Портфолио», что позволяет в конце учебной практики оценить личный образовательный рост студента.

 

Портфолио включает:

  • титульный лист;

  • аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио;

  • комплекс работ, выполненных согласно программе и плану практики.

  • бланк самоанализа деятельности.

 

Особенностью данного вида портфолио является то, что оно комплексное. Одна часть оформляется в электронном виде (Е-портфолио), вторая часть формируется из материальных образцов. На защиту портфолио оформляется выставка учебных работ, выполненных в материале.

 

Для подведения итогов практики создаётся комиссия в составе заведующего отделением, ведущих преподавателей и мастеров производственного обучения. Комиссия принимает отчёт по практике в форме защиты портфолио учебных работ.

 

В основном, оценивание происходит:

 

Во-первых, по степени соответствия показателям оценки результата (3 степени соответствия: нет соответствия, неполное соответствие, полное соответствие). Показатели формулируются на основе содержания компетенций.

 

Во-вторых, по степени достижения учебных целей и задач.

 

По итогам учебной практики не предусмотрено типовых форм контроля. В ведомость ставится отметка о предоставлении полного состава портфолио с учётом уровня выполнения каждого задания.

 

По окончанию учебной практики профессиональные компетенции могут быть сформированы не в полном объеме, так как процесс обучения по модулям ещё не завершен. Оценивается промежуточный результат. Реально оценить уровень формирования профессиональных компетенций возможно только на экзамене (квалификационном) по окончанию модуля.

 

Критерии оценки.

  • уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой;

  • знание и владение терминами и понятиями, заложенными в содержание программы;

  • знание и владение специальными приёмами работы на оборудовании

  • знание и владение и инструментами программ компьютерной графики;

  • знание и владение приёмами и инструментами работы с профессиональными проектными материалами;

  • уровень практических умений поиска и систематизации информации, продемонстрированных при выполнении заданий;

  • уровень практических умений анализировать рекламные продукты;

  • уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи, согласно условиям задания;

  • обоснованность, четкость и краткость изложения ответов на дополнительные вопросы членов комиссии.

 

Навыки и знания, приобретенные во время учебной практики, потребуются для дальнейшего выполнения учебных, курсовых проектов, а также для выпускной квалификационной работы.

 

В завершении необходимо отметить, что организация учебной практики по профессиональному модулю с учетом педагогических условий способствует более эффективному освоению профессиональных компетенций, которые обусловливают успешность в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста по Рекламе, его самореализацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: Специальность 42.02.01Реклама. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/ - свободный.

  • Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

  • Андреев В. И. Эвристическое программирование практической деятельности. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с

  • Башарина О.В. Моделирование образовательного процесса многопрофильного распределенного учреждения среднего профессионального образования // Мир науки, культуры, образования [Горно-Алтайский гос. ун-т]. - 2013. - 3 (40). - С. 147-150.

  • Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования // Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск :МаГУ, 2001. - С. 69-73.

  • Грек С.В., Миронова О.В.Технология «портфолио» в формировании компетенций самосовершенствования у будущих педагогов // Материалы  IV Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики». -Прага, Чешская республика .29 октября 2012 года

  • Мальгина С.Ю. Модульно-компетентностный подход как главный фактор повышения качества образования//Научно-практический журнал «Психология. Социология. Педагогика» №7,2012,с.25-28 (0,3п.л.)

  • Мальгина С.Ю.Новые стандарты: проблемы и поиск решений//Научно-методический журнал «Методист», №1, 2013г.с.50-54. (0,5п.л.

  • Мальчик А.Г., Павлючков Г.А. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях реформирования системы образования. - Томск: STT, 2008. - 138с.

  • Мухров И.С. Условия формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3; URL: www.science-education.ru/103-6195 (дата обращения: 01.02.2015).

  • Немов, Р.С. Психология : словарь-справочник : в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч. 2. - 352 с.

  • Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. – 640 с.

  • Смолянинова О.Г., Шилина Н.Г. Анализ возможностей и перспектив использования электронного портфолио педагогами (по материалам онлайн-анкетирования) // Современные проблемы науки и образования, №2.- Москва, Академия естествознания.- 2014

  • Титова, И.Н. Учебное рефлексивное портфолио [Текст] / И.Н. Титова, Е.В. Бояринцева, А.А. Харевский // Высшее образование в России. – М.: Научный журнал, 2008. – №4. – С. 170 -171.

  • Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов.  энциклопедия, 1983. - 840 с.

  • Шилина Н.Г. Электронный портфолио как способ комплексного оценивания образовательных достижений студентов / Н.Г. Шилина, Д.А. Россиев // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании : материалы конференции. –Красноярск : Версо, 2010. – С. 114–117.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА

644024, Россия, Омск,
ул. Куйбышева, 56, офис 1
Тел./факс: +7 (3812) 490-633
E-mail: learningmethod@mail.ru
Http://learningmethod.ru

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ