Правовое воспитание в дошкольном учреждении посредством организации взаимодействия всех участников образовательного процесса

О.И. Рыбьякова, старший воспитатель БДОУ «Детский сад №12 г. Тары» Тарского МР Омской области

В современном российском обществе, в связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, особенно актуальными становятся проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нём людей. Особенно нуждается в таком регулировании образование, в частности дошкольное.

 

Сейчас в должностные обязанности участников образовательного процесса входят вопросы знания нормативно-правовых основ деятельности. Поэтому необходимо постоянное повышение квалификации в области правового образования, чтобы педагоги могли решать нестандартные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

 

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.

 

Правовое воспитание и успешная социальная адаптация ребенкапредполагают его гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание.        

 

На протяжении четырёх лет в БДОУ «Детский сад №12 г. Тары» реализуется адаптированная парциальная программа «Я – ребёнок, и я имею право» Зеленовой Н. Г., Осиповой Л. Е., которая адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений и раскрывает систему работы по ознакомлению детей с их правами. Целевое назначение программы: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Задачи программы:

  • Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;

  • Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок — Семья — Социум»;

  • Реализовать организационную модель информационно-просветительской работы по проблеме обучения и реализации, прав ребенка в ДОУ, районе, социуме.

Основополагающие документы:

  • Декларация прав ребёнка (1959)

  • Конвенция прав ребёнка (1989)

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Прежде чем начать знакомить детей с их правами, надо подвести ребенка к осознанию себя человеком, членом общества. В процессе работы уточняются представления детей о мире, о разных странах, о России как о родной стране. Формируется понимание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все они имеют равные права.

 

Одно из ведущих направлений правового воспитания это нравственное воспитание - воспитание гуманных чувств и позитивных взаимоотношений, формирование этических представлений. На занятиях дети учатся считаться с мнением и интересами других («Право на собственное мнение»), защищать слабых («Право на защиту», «Дети-сироты», «Дети-беженцы»), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимозависимости между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих.

 

Принцип оздоровительной направленности - основной во всей работе детского сада: сохранить и укрепить здоровье ребенка. Только на этой основе наиболее полно проявляются и раскрываются творческие способности детей, развивается их интеллект, прививаются нравственные нормы поведения.

 

Одна из главных задач изучения положений Конвенции ООН о правах ребенка - воспитание будущего гражданина, активно участвующего в жизни общества, его полноправного члена. На занятиях по правовому воспитанию формируются такие качества, как трудолюбие, ответственность, чувство взаимопомощи. В рамках занятий «Право на обучение» дети узнают, что человек имеет право учиться, выбирать любую профессию. Знакомство с разными профессиями, понимание того, что личное желание и способности человека являются определяющими при выборе профессии, помогут детям правильно оценить свои возможности и найти свое место в быстроменяющемся мире.

 

Для успешной реализации программы нами были созданы необходимые условия:

  • изучены нормативные документы;

  • адаптирован календарно-тематический план работы;

  • подобран иллюстративный и демонстрационный материал;

  • подобрана художественная литература;

  • подобран консультативный материал для работы с родителями и педагогами.

 

Работа по правовому воспитанию детей представлена тремя блоками, которые взаимосвязаны между собой одной целью: дети, педагоги, родители.

 

Блок «Дети»

Работа с детьми предполагает привить определённые навыки: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, общаться с другими, решать проблемы и выяснять свой статус-кво. Эти навыки помогают детям понять, что соблюдение прав человека — это путь к улучшению их собственной жизни и жизни окружающих, научат защищать свои права и права других людей.

 

Дать детям знание того, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы. Это также знание последствий нарушений прав человека.

 

Дать необходимые установки: убежденность в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше, если только постараемся. Такое понимание способствует морально-нравственному развитию детей и подготавливает их к позитивному участию в жизни общества.

 

Достижение этих целей обеспечивается на каждом занятии при помощи соответствующей методики, которая предусматривает активное участие и взаимодействие детей, полностью включая их в процесс познания. Они вместе с педагогом становятся активными исследователями окружающего мира, а не просто пассивно перенимают опыт старшего.

 

Занятия проводятся в подготовительной группе один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 мин. Широко используются ИКТ – технологии, нетрадиционные формы организации работы детей на занятиях, тематические праздники, развлечения, комплексные занятия, игры-драматизации, экскурсии и т.д.

 

Блок «Педагоги»

Обучение педагогов предполагает проведение ряда мероприятий и осуществление практической работы в течение года, которую я провожу по следующим направлениям:

  1. Получение знаний о новой технологии: назначение программы, методы и приемы реализации, проблемы, которые могут быть решены с ее помощью, ожидаемые результаты.

  2. Разъяснение основных положений Международной Конвенции ООН о правах ребенка.

  3. Проведение обучающих семинаров.

  4. Мастер-классы.

  5. Групповые и индивидуальные консультации.

  6. Просмотр видеофильмов отснятых занятий.

  7. Посещение и анализ открытых занятий.

  8. Проблемно-деловые игры.

  9. Обобщение передового опыта работы.

  10. Оказание методической помощи при реализации программы.

 

Блок «Родители»

В Конвенции ООН о правах ребенка особо подчеркивается важность семьи для гармоничного развития детей. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее обеспечение его интересов. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с содержанием Конвенции ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ.

 

С этой целью проводится ряд мероприятий:

  1. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребенку. Проводится воспитателем в начале и в конце учебного года.

  2. Общие родительские собрания: «Конвенция ООН о правах ребенка - документ для взрослых и детей», «Твои и мои права».

  3. Групповые родительские собрания по ознакомлению с направлениями работы по правовому воспитанию дошкольников.

  4. Проведение открытых занятий для родителей, показ учебных видеофильмов.

  5. Привлечение родителей к участию в занятиях на темы: «Моя семья», «Право на жизнь», «Право на защиту».

  6. Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры.

  7. Оформление наглядного материала в родительских уголках.

 

Важным этапом в работе реализации данной программы является отслеживание ее результатов. Мониторинг, проводимый воспитателями, позволяет определить уровень знаний по данному направлению. Выявленные пробелы в знаниях отдельных детей своевременно скорректированы через индивидуальную работу педагога с ребенком, правильно подобранные дидактические, настольные игры и др. Воспитатель для проведения диагностики может работать с небольшими подгруппами детей. Проводить мониторинг можно в форме дидактических игр, бесед, прямых вопросов.

 

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, прежде всего, их физической и умственной незрелостью, потребностью в охране и заботе, обеспечения условий для нормального развития и образования. Современному обществу необходимо здоровое поколение. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА

644024, Россия, Омск,
ул. Куйбышева, 56, офис 1
Тел./факс: +7 (3812) 490-633
E-mail: learningmethod@mail.ru
Http://learningmethod.ru

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ