Актуальные формы и способы освоения городского пространства
Примак Н.В., магистрант программы "Культурологическое образование" ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет"
Современный интерес к вопросам реализации культурной политики региона обоснован необходимостью привлечения внимания к этому процессу разных категорий населения: школьников и студентов, специалистов в научно-образовательной среде и представителей субкультур, граждан на пороге пенсионного возраста и людей с ограниченными физическими возможностями. Одним из приоритетов современной культурной политики является максимальное приобщение к трансляции культурной памяти места всех жителей региона. В этой связи освоение городского пространства посредством участия в его социокультурной трансформации, в том числе через проектную, образовательную, просветительскую деятельность, способно создать условие для формирования сопричастности к территориальным преобразованиям. Тема активного освоения городского пространства является актуальной и востребованной современным обществом. Пространство города – это не только физическое, но и социальное пространство, в большей или меньшей мере освоенное и присвоенное жителями, наделенное индивидуальными и групповыми социальными смыслами. Важнейшими функциями городского пространства являются – культурная и коммуникативная. Для ее успешной реализации должны быть выполнены определенные условия, такие как осознание жителями своей включенности в городское сообщество, удобство пространства города для осуществления коммуникативных практик, наличие поводов для активизации коммуникации внутри городского сообщества, возможность создания культурного бренда города или территории и пр.
В современном мире происходят глобальные изменения в социальной и культурной среде. Местом концентрации социокультурных трансформаций и выразителем этого процесса становится город как особая организация пространства, как особый социум, объединяющий различные сообщества и субкультуры, а также как центр политической, административной, экономической жизни. Город всегда был и остается одним из сильнейших и полнейших воплощений культуры.
В последнее время в самых разнообразных вариантах всё чаще встречается термин «культурное пространство». Наиболее яркое воплощение культурное пространство находит в городском ландшафте. Здесь человек и культура создают единое поле взаимосвязей окружающего мира, которое и можно условно определить как культурное пространство города. Собственно, «культурное пространство города», так же как и понятие «культура», в качестве объекта исследования поддается определению с большим трудом. В настоящее время существует несколько рабочих определений этого феномена, каждое из которых лишь в малой степени способно удовлетворить исследователей. Вот одно из подобных: «Под городским культурным пространством мы можем разуметь подвижный, зыбкий в контурах образ, возникающий в результате преломления универсальных культурнотворных процессов в конкретно-индивидуальной городской среде». [1]
Таким образом, формируя культурное пространство города, человек объединяет в нем не только физическое (определенный ландшафт, поселения с их инфраструктурой) с символическим (все то, что осуществляется в сознании человека: его нормы, обычаи, ритуалы и т. д.), но и прошлые пласты культуры с современными. Так городское пространство воспроизводит глубокие культурные смыслы, раскрывает ценностно-нормативную систему данной культуры. Корректно и адекватно интерпретированный текст культурного пространства города позволяет увидеть глубинные структуры человеческого общества, понять «душу» данного города. [2]
Основная сложность культурного пространства города как предмета исследования заключается в том, что оно не должно быть описанием его отдельных проявлений или их суммой. Необходимо выявить факторы, которые являются необходимыми и достаточными для существования города как особого типа поселения людей и носителя особого типа культуры. Город обретает свой целостный и в каждом случае специфический культурный облик благодаря превращению духовных качеств горожан в предметное бытие городской среды и творимых в ней продуктов материального, духовного и художественного производства, а затем преобразованию опредмеченного в них содержания в духовные качества растущих в городе новых поколений – все это осуществляется в процессе деятельности людей, и опредмечивающей, и распредмечивающей плоды их творчества.
Согласно концепции М.С. Кагана, таких факторов, образующих определенную систему координат, в которой город существует и развивается, четыре: исходный фактор – географический, природный, поскольку ландшафт и природные, климатические условия оказывают влияние и на практическую деятельность, и на духовное бытие горожан. «Третий фактор, особенно важный в культуре города, - его архитектурный облик. Одно упоминание имени Парижа или Лондона, Венеции или Рима, Афин или Стамбула, Киева ли Новгорода, вызывает в нашем воображении, прежде всего, представление о его пространственно-пластической структуре, архитектурном образе. Но дело не только в этом, а и в непосредственном влиянии особенностей архитектуры на обыденное сознание обитателей, то есть на ее способность формировать психологию горожан». [3]
Следовательно, мы можем говорить об актуальности использования городских скульптур, как одной из форм освоения городского пространства.
Жанровая городская скульптура — вид уличной скульптуры, характерной особенностью которого является демонстративно подчёркнутые отсутствие монументальности и демократизм. С целью органического вхождения в городскую среду и её оживления объекты жанровой городской скульптуры, как правило, устанавливаются без постамента и даже подиума, что в наибольшей степени приближает их к зрителю. Претензия на увековечение какого-либо исторического события или личности наблюдается в них не всегда. Скульптуры скорее апеллируют к чувству юмора и в ряде случаев демонстрируют иронию и сарказм по поводу общих, взятых из повседневной жизни, тем. Далеко не все подобные скульптуры имеют название, предоставляя зрителю возможность самому придумать его.[4]
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую, скульптуру малых форм. Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками.
История монументальной скульптуры в России насчитывает около 300 лет. Прекрасные творения скульпторов XVIII-XX веков в изобилии украсили площади и общественные здания обеих столиц. В Сибири же скульптура как средство монументальной пропаганды и как способ организации конкретного архитектурного пространства значительного развития не получила. В Омске интересные опыты использования монументальной скульптуры в убранстве общественных и административных зданий появились только в начале XX века: фигура Крылатого гения над главным подъездом театра Драмы, четыре аллегорические женские фигуры на фронтоне бывшего Управления Омской железной дороги, атлант и кариатида на здании бывшего филиала Русско-Азиатской компании (ныне здания мэрии), автором которых принято считать Ф. Винклера.
Однако в целом традиции монументальной скульптуры в нашем городе не имели глубоких корней и многие десятилетия не давали ярких имен. Только в 60-е годы XX века здесь сложилось сообщество скульпторов, чьи творения в дальнейшем украсили улицы и здания Омска. Среди них – Ф. Бугаенко, Н. Бабаева, Д. Манжос, Ю. Овчинников, А. Цымбал и другие.
В конце 90-х годов прошлого века вся Сибирь удивилась нешаблонным скульптурам, созданным Александром Капраловым. Их персонажи моментально стали местом паломничества горожан и гостей Омска, заняли свое место в семейных фотоальбомах. Омские скульпторы стали первыми за Уралом, кто нашел альтернативу мраморным и гранитным бюстам вождей, выполненным по канонам советского монументального искусства. [5]
Политические преобразования в России в конце XX века привели к оживлению культурной жизни. Во многих городах произошел своеобразный всплеск монументального творчества. Устанавливается большое количество скульптурных произведений, что во многом связано с расширением спонсорской деятельности различных организаций и упрощением бюрократической системы утверждения проектов памятников, хотя подобное ослабление государственного контроля нередко негативно сказывалось на художественных достоинствах монументов и их соответствии городской среде.
Происходящие перемены в городской скульптуре, возможно, связаны с изменением массового сознания горожан. Это и протест против тоталитарного режима, много лет ограничивавшего проявление всякого рода творческой активности, и понятное стремление увековечить каким-то образом свое имя в истории города, и желание "всех поименно назвать" - сохранить значимые имена и события в памяти потомков, и просто потребность с любовью пошутить, одушевив строгое классическое пространство города маленьким Чижиком-Пыжиком на Фонтанке и оставив жителей со знаменитым "Носом майора Ковалева". [6]
Тематика новых памятников расширилась, появились сюжеты, которые трудно было представить в советское время. Примером могут служить памятники жертвам политических репрессий, членам царской фамилии. Широко распространился новый для города вид скульптуры - памятники городским типам: фотографу, доктору, водителю, спортсмену, водовозу, изобретателю, сантехнику, влюбленной паре и др. К этой группе примыкают памятники и новые проекты самых неожиданных монументов. Так на Заячьем острове в Санкт-Петербурге – Зайцу, там же в северной столице установлен памятник «Хорошему коту», в Астане – Лошадям, в Урюпинске – Козе, в Воронеже - Котенку из Лизюково, в подмосковном Раменском - Чебурашке, крокодилу Гене и Шапокляк, Волку из мультфильма «Жил-был пес» в Томске и многие другие. [7]
Город Омск не остается в стороне от подобных веяний в современном градостроительстве. В городе давно существует памятник Оленю, Детям и пингвинам, но, несомненно, отличительной чертой являются скульптуры Александра Капралова.
Скульптор обращается к сварному металлу, богатому выразительными возможностями: рваные графические линии, ажурный объем, фактурные эффекты обожженного до черноты или зачищенного до стального блеска металла. Первым произведением новой техники стало «Колесо покаяния», занявшее впоследствии достойное место в парковой зоне нового здания городского музея «Искусство Омска». [8]
Уникальный почерк Александра Капралова запоминается сразу. Скульптор сумел создать собственный неповторимый стиль, его работы всегда узнаваемы и всегда неожиданны. Искусствоведы отмечают, что образы, созданные художником при помощи рваных краев, накипи сварки, приобретают особую лаконичность и многозначность. Все работы мастера несут в себе мощное философское начало, некую мысль, мораль, идею. В них постоянно присутствуют символика и архетипы.
Произведения Александра Капралова – даже больших размеров и вне конкретных образов – обращены к частному восприятию. Большое детализируется, знаковость базируется на ее общепринятости. В своих работах он негромко, но ясно провозглашает торжество любви и творчества над иллюзорностью власти и мнимого величия. Среди излюбленных тем скульптора, например, – тема трона. Отношение к ней, как и ко всему мирскому, у художника ироническое.
Среди уличных скульптур А.Н. Капралова - металлические скульптуры на центральных улицах Омска: «Дон Кихот» у Театра юного зрителя и тот же Дон, только поменьше – у крыльца ИТ Банка, вызывающий споры и критику памятник Ф.М. Достоевскому «Крест несущий» у здания драмтеатра, «Динамическое равновесие» у музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, скульптура древнегреческой богини Фемиды у здания Юридического института, «Между небом и землей» («Коммунальный карась») по улице Герцена и другие.
Необходимо отметить и тот факт, что его скульптуры составляют большую часть интерьера одного омского кафе и являются составляющей его имиджа и позиционирования.
Брендирование города предполагает конструирование его позитивного образа и имиджа, а также, сопутствующего им ассоциативного ряда в сознании людей, даже не посетивших город.
Бренд – емкое средоточие уникальных конкурентных преимуществ города в среде конкурентов. Иными словами, бренд города служит формированию представления о назначении города и его специфике.
Бренд являет собой имидж места, полагаемый как совокупность убеждений, представлений и впечатлений людей относительно конкретного города. Имидж – упрощенное обобщение кусков информации и ассоциаций, связанных с городом, являющийся продуктом когнитивной деятельности людей, связанной с получением информации о городе и попыткой ее анализировать, систематизировать и сформировать собственное представление.[9]
Бренд города воспринимается человеком в совокупности ключевых уникальных характеристик. В ситуации с городом Омском необходимо делать акцент на визуальные символы.
Визуальные символы являются порой наиболее значительной составляющей бренда города. Многие из них глубоко укоренены в сознании людей и постоянно изображены на официальных документах города, брошюрах, рекламных щитах, видеоматериалах и проч.
Чтобы быть успешным, визуальный символ должен усиливать звучание центральной идеи имиджа.
В стратегии диверсифицированного визуального ряда представляется широкий диапазон визуальных образов, связанных с местом. Целью стратегии является разрушение представления о том, что данный город имеет единый характер. В соответствии сданным подходом формируется 2-3 наиболее крупных образа города и некоторое количество малых образов, которые в совокупности и единстве являют собой целостный образ города в сознании человека.
К сожалению, в научной литературе процессы, происходящие в современной скульптуре, не нашли пока всестороннего искусствоведческого освещения. Большинство материалов на эту тему публикуются в газетах, где чаще всего просто констатируется факт установки того или иного памятника с небольшим, зачастую небрежным комментарием (не всегда точно описывается памятник, часто искажаются фамилии авторов и т.п.). Ряд материалов опубликован только в местной печати или издан малыми тиражами.
-
Культура города: Проблемы инноваций. - М.,1987. - С.15.
-
Бабаева А.В. Человек в городском культурном пространстве // Философия XX века: школы и концепции: Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г, Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». – СПб., 2001. - С.27
-
Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. - СПб, 2006. С.18-19]
-
[Электронный ресурс]
-
[Электронный ресурс]
-
[Электронный ресурс]
-
Павлова Е. «Хороший кот» стоит неподалеку от Невского: [Памятники животным] // А почему?- 2000.- N 3.- С. 18-20
-
[Электронный ресурс]
-
Нескоромная Е. Продвижение бренда города. [Электронный ресурс]
-
http://ww. pr-club.com/PR_Lib/pr-papers/neskoromnaya.doc