Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе

Гергель Ольга Петровна, учитель географии, МКОУ «Желанновская СШ» Одесского МР Омской области

Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка,

уверенно идущего по дороге жизни, после того, как ее показали ему вы.

Конфуций

Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с  этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме.  На такой подход к образованию направлен новый ФГОС. Основная задача современного образования  «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации».

 

Стандарт устанавливает три основные группы результатов  образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения. Если о предметных учебных действиях  каждый учитель имеет четкое представление, то о личностных и метапредметных довольно смутное. Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.

 

В качестве объекта изучения выступает преподавание географии при переходе на обучение по новым ФГОС.

Предмет изучения - формирование коммуникативных УУД у учащихся 5 класса на уроках географии.

 

Цель работы – разработать методики формировании коммуникативных УУД на уроках географии в 5 классе на основе теоретико–методологических положений, лежащих в основе образовательной практики школы.

 

Гипотеза изучения основана на том, что формирование коммуникативных УУД пятиклассников  будет осуществляться эффективно в условиях обучения в основной школе, если:

  • механизм формирования коммуникативной компетенции школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности;

  • выявлены организационно-дидактические условия, способствующие переходу ребёнка с низкого на более высокий уровень коммуникативной успешности;

  • определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить формирование коммуникативных УУД у школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс их формирования.

 

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий  школьников.

  2. Разработать методику формирования активного слушания  на уроках географии в 5 классе.

  3. Разработать методику формирования речевых умений  на уроках географии в 5   классе.

  4. Разработать методику проведения групповых форм работы на уроках географии в 5 классе.

  5. Разработать и провести диагностику сформированности коммуникативных учебных действий на уроках географии в пятом классе.

 

В основе формирования  коммуникативных УУД лежит деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей личности обучающегося.

 

В соответствии с  ФГОС  к  коммуникативным учебным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):

  • Понимание возможности различных позиций и точек зрения.

  • Уважение к иной точке зрения.

  • Понимание относительности оценок.

  • Обмен информацией, установление взаимопонимания.

  • Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

 

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям:

  • В основной школе дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. В 10-11  лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

  • Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

 

Методика развития речевых умений  пятиклассников  на уроках географии

 

Упражнение «Интеллектуальный штурм»

 

Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба».

 

Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб…

 

Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки…

 

Эффект от выполнения упражнения:

  1. концентрация внимания детей на работу;

  2. закрепление знаний;

  3. формирование умение слушать;

  4. установление причинно-следственных знаний;

  5. развитие речи.

 

Методика развития групповой работы пятиклассников на уроках географии

 

Упражнение «Групповая работа»

 

Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4-6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока. Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые»

 

Работают три группы. Этап проверки знаний.

 

Задание:  используя конспект в тетради  и текст учебника, выполните задание:

1 группа:  колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите  примеры таких горных пород.

2 группа:  магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите  примеры таких горных пород.

3 группа: опускание, давление,  высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите  примеры таких горных пород.

 

Эффект от выполнения упражнения:

 

  1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе.

  2. Развитие умения работать с различными источниками географических знаний.

  3. Обмен результатами мыследеятельности.

 

Мониторинг  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в пятом классе.

 

Мониторинг уровня формирования коммуникативных умений осуществляется на основе диагностики с целью:

  • выяснения состояния развитости соответствующих умений и навыков;

  • определения динамики развития и преобразования умений в течение определенного периода времени;

  • установления реальных изменений в уровне развития коммуникативной компетентности, которые произошли под влиянием применения предложенных упражнений.

 

Диагностировать уровень развития УУД учащегося можно по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность. В психологической и педагогической литературе  мною не найдено тестов, опросников или методик, позволяющих определить уровень формирования коммуникативных УУД у пятиклассников. Я нашла разработанную шкалу «Уровни овладения коммуникативными универсальными учебными действиями» и доработала её для пятиклассников:

 

Учащийся должен:

  • на первом уровне:

    • воспринимать монологическую речь;

    • больше слушать и отвечать, чем проявлять инициативу;

    • делать необходимые записи;

  • на втором уровне:

    • воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы;

    • уметь собирать материал по проблеме, извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков, карт;

    • высказывать свое мнение в ходе дискуссии, беседы (без аргументации);

    • умение выходить из конфликта;

    • участвовать в принятии групповых решений;

  • на третьем уровне:

    • составлять монологическое высказывание, предварительно собрав нужную информацию, вести диалог;

    • анализировать источники географических знаний, уточнять детали;

    • уметь обобщать и делать выводы;

    • уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;

    • уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив в сотрудничестве;

  • на четвертом уровне:

    • ученик должен уметь занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;

    • уметь определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;

    • уметь руководить, например, распределять обязанности между членами группы;

    • уметь подводить итоги;

    • уметь различать мнения и факты в высказывании человека;

    • уметь объективно проводить самооценку;

    • уметь правильно расставлять эмоциональные акценты.

 

Используя данную шкалу, фиксирую в специальном журнале уровни формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в сентябре (начало учебного года), январе (после окончания первого полугодия) и в мае (в конце учебного года).  Фиксируется  не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: владеет речью, но слишком категоричен, с трудом принимает чужое мнение. В зависимости от результатов организую индивидуальную работу с учащимися.

 

Список литературы:

1.ФГОС ООО.

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М: Просвещение, 2014.

3.Мета предметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. М: Просвещение, 2014.