Медиаобразование: природа и роль в развитии общества

Н.А. Мельникова, к.ф.н., доцент, ФГОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса"

Актуальность обсуждения проблем медиаобразования, обоснование его отличий от процесса формирования компетенций в области ИКТ назрела давно. В практике российской школы традиционно говорят об использовании информационных технологии при преподавании отдельных предметов, о smart-досках, презентациях и видео и их роли в образовательном процессе, забывая о том, что современный школьник живет в принципиально иных информационных, медийных, коммуникационных, технологических условиях, чем его сверстники десять, и тем более двадцать лет назад.

 

Социализация современного школьника осуществляется в активно развивающейся и постоянно меняющейся медиа-среде. Традиционно (до середины XX века) считалось, что к средствам массовой информации относятся печать, радио и телевидение. М. Маклюэн, один из основоположников теории медиа, вводит это понятие и трактует его как «посредника» между человеком и окружающим миром. Развитие сетевых технологий, в частности Интернет, привело к необходимости расширения трактовки «медиа» применительно к новым условиям: социальные медиа базируются на технологии Web 2.0, основной их отличительной чертой является создаваемый самими пользователями контент (Kaplan A. M., 2010). Такой контент (user generated content)  публикуется на веб-сайте либо в социальной сети, доступной для выбранной группы людей; является результатом творческих усилий. Наиболее яркими примерами социальных медиа сегодня являются блоги, а также различные сетевые сообщества: сообщества на базе виртуальной реальности (Second life), социальные сети, сообщества на базе виртуальных игр.

Кроме того, сегодня можно уже говорить о лавинообразном развитии технологий в области медиа, позволяющих «переписывать», редактировать, создавать контент.  Молодые люди сегодня умеют и привыкли сами определять свое информационное пространство – от кого и какую информацию потреблять – это время «информационной ИКЕИ», они привыкли не только потреблять, но и сами быть медиа; современным детям нужно много информации,  и они от нее не устают. Все это основано на  заинтересованности современных школьников в технических инновациях, активность в процессе освоения информационных и коммуникационных технологий, включенность в среду социальных медиа.

 

Не случайно поколение конца XX, начала XXI веков в научной и публицистической литературе характеризуют как «цифровые аборигены» (Prensky M., 2010), «homo virtualis». Возникает противоречие: с одной стороны, современные школьники уверенно чувствуют себя в среде медиа, легко адаптируются к ее технологическим изменениям (по сравнением с представителями старшего поколения). С другой стороны, они не всегда знают правила поведения, не владеют инструментами саморазвития и самореализации, не имеют четких критериев оценки явлений, субъектов и объектов такой среды.  Именно поэтому актуальность формирования медиакомпетентности в процессе медиаобразоваия как никогда высока.

 

Как отмечают исследователи [1, 3,4 и др.], на рубеже XXI века в 99% американских семей у детей и подростков до 18 лет был хотя бы один телевизор, у 97% - хотя бы по одному видеомагнитофону и радиоприемнику. 74% семей пользовались кабельным или спутниковым ТВ, 69% - персональными компьютерами (из них 45% - с подключением к Интернету). Сегодня ситуация качественно изменилась: современный школьник тратит более шести часов в день на общение с медиа (42% этого времени уходит на просмотр телепередач и фильмов и лишь 12% - на чтение печатных текстов) [Dorr, 2001, p.9495].

В начале 60х годов XX века в педагогической науке ведущих стран мира сформировалось направление «медиаобразование» (media education), его задачей стала помощь школьникам и студентам в адаптации к миру медиакультуры, освоение языка СМИ, развитие навыков анализа медиатекстов. В 90-х годах прошлого века медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех средних школах Канады и Австралии. Такой же процесс характерен и для Великобритании. Важно подчеркнуть, что интенсивному развитию медиаобразования во многих странах способствовала экспансия американских средств массовой коммуникации: многие европейские медиапедагоги развивают «критическое мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию именно американской массовой культуры.

 

В современном мире медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [3].

 

Медиа являются одним из главных проводников глобализации. Как подчеркивает А.В. Федоров, в 1980 году количество пользователей системы Интернет было равно нулю, а к 2004 году число их обладателей достигло 700 миллионов (из них 160 миллионов в США и 18 миллионов в России). Аналогичная картина глобализации влияния наблюдается и со «старыми» медиа во всем мире: 75 миллионов телезрителей в 1956 году и 2 миллиарда - в 2004, 57 миллионов радиослушателей в середине 30-х годов ХХ века и 2,5 миллиарда - в начале XXI века. Бесспорно, большинство населения планеты предпочитает медиатексты на родном языке, однако очень часто эта весьма популярная продукция (к примеру, на русском языке и с русской «командой») практически является лицензионной адаптацией оригинальных англоязычных или франкофонных программ («Последний герой», «Форд Байар», «Кто хочет стать миллионером?», «Фабрика звезд», «Поле чудес» и др.).

 

Важно подчеркнуть,  что глобализационные тенденции в медиаобразовании постепенно приводят к тому, что традиционные позиции «эстетически ориентированного» медиаобразования становятся в мире менее прочными. С другой стороны, некоторые исследователи и педагоги, по сути, путают медиаобразование с использованием информационных технологий в учебном процессе школы и вуза, с дистанционным (например, с помощью Интернета) обучением.  Как отмечают исследователи,  воздействие медиа на аудиторию, прежде всего - на учащуюся молодежь, не ограничивается эстетической сферой (формированием эстетического сознания), но и имеет серьезное социальное, мировоззренческое влияние.

 

«Центральная и объединяющая концепция медиаобразования (media education) – репрезентация (representation). Медиа не отражает реальность, а репрезентирует (представляет) ее. Главная цель медиаобразования – «денатурализация» медиа. Медиаобразование в первую очередь – исследовательский процесс. Медиаобразование базируется на ключевых концепциях (key concepts), которые в большей степени являются аналитическими инструментами, чем альтернативным содержанием. Ключевые концепции включают: denotation (обозначение), connotation (ассоциацию), genre (жанр), selection (отбор), nonverbal communication (невербальную коммуникацию), media language (язык медиа), naturalism and realism (естественность и реальность), audience (аудиторию), construction (конструкцию), mediation (медиавосприятие), representation (репрезентацию, переосмысление), code/encoding/decoding (код, кодирование, декодирование), segmentation (сегментацию, выделение, усечение), narrative structure (сюжетную структуру), ideology (идеологию), rhetoric (риторику), discourse (речь, язык), and subjectivity (субъективность).

 

Основатель российской школы медиаобразования А.В. Федоров отмечает [5], что большинство экспертов (61,54%) считают наиболее приемлемым синтетический путь медиаобразования, сочетающий его интеграцию в обязательные дисциплины школ и вузов с автономными спецкурсами, факультативами или кружками. К примеру, А.П.Короченский - активный сторонник «синтетических, различных форм (часть формального образования + специальные курсы + медиакритика как специальная область журналистики и гражданских действий) медиаобразования. Образование, включая медиаобразование, должно быть, по его мнению, постоянной частью социализации и жизни современного человека в условиях изменяющегося «информационного общества» - от детства до старости». Конечно же, цели медиаобразования могут меняться в зависимости от конкретной тематики и задач занятий, от возраста аудитории, от той или иной теоретической базы медиаобразования и т.д., однако практика показывает, что так или иначе, в силу тех или иных причин многие медиапедагоги могут довольно четко выделить наиболее важные для них цели. К ним относятся:

  • развитие способностей аудитории к критическому мышлению/критической автономии личности;

  • развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

  • подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;

  • обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов;

  • обучение аудитории декодированию медиатекстов/сообщений;

  • развитие коммуникативных способностей личности;

  • развитие способностей аудитории к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов;

  • обучение аудитории творчески самовыражаться с помощью медиа;

  • обучение аудитории идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты.

 

Что касается разницы между ответами российских и зарубежных экспертов, то она проявилась в основном в том, что зарубежные эксперты в большей степени выделили цель подготовки людей к жизни в демократическом обществе, в то время, как российские эксперты несколько большее внимание уделили развитию способности к восприятию (в том числе – эстетическому), оценке, пониманию, анализу медиатекстов.

 

Литература

  • Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования//Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. Москва, 1995. – 51 с.

  • Спичкин А.В. Медиаобразование и театральная культура учащихся//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 19-20.

  • Федоров А.В. Медиаобразование в России//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2002. - № 7. – С. 29-32.

  • Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.

  • Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11. – С. 15-23

  • Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность – Таганрог, из-во Кучма, 2004 – 340 с.

  • Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.