«Записная книжка студента» как ресурс  самоорганизации студентов в учебно- воспитательном процессе. Из опыта работы Центра поддержки студентов

С.В. Щербакова, педагог-организатор, куратор курса БПОУ ОО "Омского колледжа профессиональных технологий"

Колледж профессиональных технологий неуклонно  стремится улучшать качество образования и, главное, отношение к студенту. Формирование  целостной системы поддержки студентов стало очевидным  после прохождения учебным заведением международной  экспертизы. В рекомендациях эксперта из Великобритании Майкла Остина отмечено: «Назначение колледжа: - помогать студенту учиться. Это может быть успешно выполнено при поддержке моральной, духовной, материальной и физической деятельности».

 

Полученные рекомендации дали возможность сотрудникам воспитательной службы изучить опыт работы   по организации системы  эфеективной поддержки своим студентам   в Престон   колледже (Великобритания).  Центральным звеном в этой системе является программа тьютоства и деятельность  личного учебного наставника (PLN)  – тьютора.  Тьютор осуществляет наставническую поддержку, отслеживает прогресс студентов и способствует их развитию и достижению успеха. 

 

Результатом       изучения   опыта зарубежных  коллег стало создание «Центра поддержки студентов», который функционирует в ОКПТ с 2004 года.  Одним из структурных подразделений  Центра является отдел педагогической поддержки, деятельность которого координируют кураторы курсов на  четырех отделениях, осуществляющих профессиональную подготовку студентов.  Куратор своего рода –тьютор. Он лично заинтересован в успехах каждого студента, его успеваемости и личном развитии.

 

Прежде всего, служба кураторов выполняет  функции по созданию условий для успешной адаптации студентов к новой образовательной среде, оказывает  помощь в поддержке инициативы студентов в получении профессии и их творческой активности.

 

С этой целью в колледже традиционно в начале учебного года проходят  адаптационные мероприятия  согласно плану адаптации первокурсников. В план мероприятий включены часы общения, направленные на сплочение коллектива студенческой группы, а также по организации работы с «Записной книжкой студента».

 

Следует отметить, что идея создания данного учебно- информационного пособия также возникла после обобщения опыта работы тьюторов в Престон колледже. Английский аналог «Записной книжки» был тщательно изучен, переработан  и апробирован с учетом российской системы образования.

Первое издание «Записной книжки студента» состоялось в 2015 году. Пособие было разработано для студентов  1-2 курсов технического отделения. Успешная работа классных руководителей на часах общения с записной книжкой, подтолкнула  сотрудников воспитательной службы на создание «Записной книжки студента» для студентов 1-2 курсов педагогического отделения и отделения сервиса, а, в последствие, и расширить работу на старших курсах. Таким образом, к 2007 году  была разработана записная книжка и для студентов 3-4 курсов, содержание которой определялось из  специфики отделения и имело узкую профессиональную направленность.

 

Оба пособия ежегодно корректировались с учетом интересов студентов и изменением 

образовательных стандартов. В 2015 учебном году возникла необходимость объединить обе записные книжки в единое пособие, что, безусловно, позволяет оптимизировать и  работу   классного руководителя, и исключить возможность утери важной информации для самих студентов.

 

Подробнее о целесообразности создания «Записной книжки студента» и ее структуре.

 

Цель  данной записной книжки – помочь  студенту научиться самостоятельно ставить жизненные цели, планировать свою учебную и профессиональную деятельность, составлять   карьерный план, а также производить рефлексивный анализ происходящих с ним изменений в плане личностного роста.

 

В  структуру « Записной книжки студента» входят  пять разделов:

  • раздел 1: «Полезная информация».

  • раздел 2: «Организация учебного процесса».

  • раздел 3 «Организация внеучебной деятельности».

  • раздел 4: «Диагностика личности».

  • раздел 5: «Профессиональная карьера».

 

В разделе  «Полезная информация» размещены основные положения и локальные акты, регламентирующие деятельность студентов в колледже. В частности такие как: выдержки из Устава колледжа о правилах внутреннего распорядка, извлечения из положений о порядке предоставления мер социальной поддержки и стипендиального обеспечения, прохождения промежуточной и итоговой (государственной) аттестации и т.д.

 

Второй раздел самый объемный. Включает в себя методики по определению стиля обучения, социальных ценностных ориентиров. По результатам прохождения контрольных недель по текущей успеваемости, студенты проводят самостоятельный анализ  (обзор успешности)  фиксируя в соответствующих таблицах свой прогресс  в течение данного учебного периода.  В рамках реализации  в колледже  «Программы воспитательной деятельности на 20013-2018 уч. год» проводится мониторинг общих компетенций студентов.  Раз в полугодие на каждом курсе  студенты проводят мониторинг  уровня сформированности  и развития своих способностей «Профиль умений». По окончании каждого учебного года студенты проводят более глубокий самоанализ собственных достижений и неудач (заполняется таблица).  Это позволяет каждому выделить наиболее значимые  достижения в учебной, профессиональной (опыт работы в период производственной  практики) деятельности.

 

В    разделе по организации внеучебной деятельности студенты вносят в соответствующую таблицу  свои достижения в общественной деятельности. В ней фиксируются результаты активного участия студента в различный видах внеучебной деятельности на разных уровнях от общеколледжных мероприятий до участия в областных, всероссийских  конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д.

 

В четвертый раздел «Диагностика личности» включены методики на определение личностных характеристик, способствующие определению уровня самооценки, организаторских и коммуникативных способностей, лидерских качеств, оценки профессионально важных качеств  и т.п. Результаты данных методик помогают классным руководителям при формировании  органов самоуправления, назначая  в актив  студенческой группы студентов с высоким потенциалом в организаторской деятельности. 

 

Пятый раздел записной книжки  носит исключительно профессиональную направленность. Он же отличает записные книжки друг от друга на каждом отделении(учитывается специфика профессиональной подготовки).

 

В раздел включены:

  • индивидуальный перспективный план (достижение выпускником поставленных целей);

  • прогнозирование профессиональной деятельности (карьерный план);

  • рекомендации по составлению резюме и др.

 

В заключении необходимо отметить, что «Записная книжка студента» может являться удачной  альтернативой портфолио студента.