Экскурсионный метод как механизм освоения городской среды и актуальный ресурс  образовательной практики

С.Д. Бакулина, доцент кафедры литературы и культурологии Омского государственного педагогического университета, доцент, кандидат культурологии

Современной запрос на поиск механизмов, способных поддержать региональную идентичность, выстроить диалог жителя мегаполиса с местом своего проживания, может быть удовлетворен благодаря использованию ресурсов, направленных на активное освоение городской среды.  В данном контексте использование экскурсионного метода развивает умение видеть объекты, слышать о них необходимую информацию, ощущать значение исторического события, овладевать практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. Применение экскурсионного метода в качестве интерактивной формы создает пространство диалога, позволяет «читать» смысловое наполнение объектов культуры, закрепленное в архитектурных, живописных, литературных образах, является необходимой составляющей современного образовательного процесса, способного а) развивать чувство сопричастности к событиям, определяющим имидж места, б) реализовать запрос жителя на формирование региональной идентичности.

 

Как показывают данные российских социологических исследований, запрос на решение данных задач в современном российском обществе достаточно высок. Так, согласно результатам опросов Левада-центра, характерная особенность отечественных регионов – тенденция к оттоку молодых специалистов. В целом по стране каждый пятый россиянин подумывает о том, чтобы уехать за рубеж навсегда, при этом лишь одна сотая из числа респондентов принимает твердое решение о выезде из страны. Наибольший показатель – около 40% – среди молодых людей, получающих высшее образование, которых, в первую очередь, заставляет задуматься об эмиграции нестабильная экономическая ситуация. Однако важной причиной, с точки зрения респондентов, остается вопрос, связанный с отсутствием видимых перспектив для участия в развитии территории, о чем говорят учащиеся и студенты (46%), рабочие (45%), предприниматели (38%), служащие (33%); в целом – это россияне в возрасте 25-40 лет (37%), со средним образованием (43%), невысоким потребительским статусом (50%); 37% из числа опрошенных – это жителей провинциальных городов с населением более 500 тысяч человек [3]. Возможно, проблема малой обеспеченности регионов квалифицированными молодыми кадрами возникает и потому, что в процессе семейного воспитания и гуманитарного образования недостаточно сформированное чувство сопричастности создает конформистские настроения. Таким образом, для системы образования актуальным становится запрос на разработку таких практикоориентированных методик, которые позволят реализовать профессиональные навыки выпускников с учетом особенностей локальной социокультурной среды.

 

В контексте сказанного экскурсионный метод можно рассматривать не только как основу экскурсионного процесса, но и как эффективный механизм освоения территории. Он представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний, в числе которых наглядность, обязательное сочетание показа и рассказа, оптимальное взаимодействие экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов, движение по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Применение экскурсионного метода преследует цель обучения (передачи определенной системы знаний) и воспитания (формирования всесторонне развитой личности); преимущество его использования – непосредственное взаимодействие с реальной социокультурной средой. В итоге содержание сообщаемых знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению места и роли того или иного объекта в пространстве города, к пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

 

Результатом применения интерактивных форм работы с культурными объектами,  может стать создание рабочей тетради (путеводителя, творческого блокнота), разработка и организация индивидуального экскурсионного маршрута, исследовательская работа с материалом школьных и городских музеев, позволяющая не только увидеть своеобразие системы культурно-просветительских и образовательных учреждений, но и выработать собственный подход к формированию представлений о территории [4].

Так, актуальной и вызывающей интерес у современного студента формой работы становится культурологический практикум, направленный на разработку экскурсионного маршрута, связанного с изучением истории объектов ближайшей к нему социокультурной среды, например, места обучения и проживания, любимого района или исторического центра. Цель использования экскурсионной методики – погружение учащихся в городскую культуру посредством самостоятельного формирования маршрута, который а) способствует образованию диалога через восприятие зрительных и словесных образов и соотнесение конкретных объектов культуры со знаковыми для мировой и отечественной истории событиями, б) решает задачу дальнейшего образования и самообразования.

 

Подготовкой к выполнению творческого задания является план работы, согласно которому разрабатывается маршрут с последующей презентацией темы в виде аннотации и создания виртуального маршрута. При этом особое внимание уделяется вопросу, связанному с решением задач, направленных на осознанное восприятие городской среды:

- задача увидеть служит построению взаимосвязей культурных объектов, создающих тему маршрута,

- задача услышать ориентирует на поиск содержательного наполнения темы,

- задача ощутить направлена на осмысление поступка, дела, величия подвига, исторического события в образовании социокультурной среды,

- задача овладеть определяет развитие практических навыков самостоятельного наблюдения и анализа культурных текстов, при этом умение видеть представлено через призму эстетического и исторического восприятия. Так, умение видеть как эстетическое восприятие сводится к обучению воспринимать архитектурные массы, краски, линии и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается в поиске типичных черт и особенностей историко-культурного характера, в способности определить временные наслоения и эволюцию объекта, в возможности найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках [1].

 

Важно осознавать ключевую задачу в разработке экскурсионного маршрута, а именно: выработать отношение к теме экскурсии, к деятельности исторических лиц, к событиям и фактам и дать им свою оценку, что значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Таким образом, оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит автор проекта.

 

Являясь важным образовательным компонентом, учебные занятия сопряженные с экскурсионной деятельностью, служат формированию коммуникативных, познавательных навыков и развивают ряд принципов, связанных с профессиональными компетенциями, в их числе дидактически принципы определяют содержание, организацию и методику обучения: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. В результате взаимодействия обучающего (экскурсовод) и обучаемых (экскурсантов) сообщаются знания по определенной теме, которые воспринимаются с последовательными выводами о ценности информации в настоящем и будущем. В процессе подготовки экскурсионного материала развивается способность к анализу, образному мышлению, понимание психологии и умение управлять группой, уважение личности экскурсанта и искусное применение коммуникативных навыков Осмысление информации вооружает экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов [2].

 

Примером реализации проектов по освоению городского пространства с использованием экскурсионного метода являются студенческие проекты, созданные в результате сотрудничества культурологических школ и музеев. Так, в преддверии 300-летия Омска студентами и преподавателями кафедры литературы и культурологии ОмГПУ и сотрудниками Городского музея «Искусство Омска» были разработаны совместные проекты «Город воздушных фрегатов» и «Литературная прогулка». Ориентированные на презентацию богатого смыслового пространства Омска, в том числе на историю человеческих судеб и фиксацию имени, авторы проекта обращают внимание горожан на мемориальные доски и памятные знаки, которые, пережив десятилетия, остаются нетронутыми временем свидетелями эпох. Проекты созданы в формате виртуальной экскурсии, представлены на сайтах Городского музея «Искусство Омска», филологического факультета ОмГПУ, в социальных сетях ВКонтакте и Facebooke и ориентированы на прохождение реального маршрута жителями и гостями города Омска.

 

Обобщая вышеизложенное, отметим, что экскурсионный метод – активный способ для взаимодействия экскурсовода и экскурсантов, в роли которых могут выступать как преподаватели, так и обучающиеся; он не только создает условия для общения с объектами, но и организует результативную деятельность обучаемых. Как показывает педагогическая практика, эффективность интерактивной, диалоговой формы работы предполагает формирование и ключевых, и специальных компетенций, которые развивают обобщенные и прикладные умения, жизненные и коммуникативные навыки, активную позицию в профессиональной среде, осуществляет переход с транслирующих форм обучения на диалоговые, то есть включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимодействии. Таким образом, ценность использования экскурсионного метода заключается в знакомстве с методиками и технологиями подачи материала о тех объектах истории и культуры, которые несут знаковую для места информацию и содействуют конструировании индивидуальной стратегии сохранения и трансляции территориальных знаний.

 

Список литературы:

  • Бакулина С.Д. Роль культурологических практикумов в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза // Вопросы культурологии. № 10. 2014. С.68-71.

  • Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие. М., 2007. С. 35-40.

  • Мечты об эмиграции // Аналитический центр Ю. Левады. Экспресс-выпуск за 06.06.2013. URL: http://www.levada.ru/06-06-2013/mechty-ob-emigratsii (дата обращения: 07.11.2015).

  • Сафонова Е.В. Актуальные вопросы формирования музейной компетентности студента-культуролога // Вопросы культурологии. 2013. № 7. С. 59-64.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА

644024, Россия, Омск,
ул. Куйбышева, 56, офис 1
Тел./факс: +7 (3812) 490-633
E-mail: learningmethod@mail.ru
Http://learningmethod.ru

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ