Методические рекомендации по контролю качества работы преподавателей на аудиторных занятиях

Веселова Мария Николаевна, кандидат культурологии, преподаватель, методист СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды», Санкт-Петербург ashamy@mail.ru

Аннотация: В современных условиях образования возникает необходимость контроля деятельности преподавателей с целью соблюдения требований федеральных государственных образовательных стандартов и повышения качества работы. В статье даются методические рекомендации по проведению проверки аудиторных учебных занятий, которые могут быть полезны как методистам, так и преподавателям при подготовке к различным формам контроля профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: методические рекомендации, контроль качества, самоконтроль, анализ аудиторного занятия, методы и критерии оценки.

 

Преподавание - это возможность обучиться чему-то дважды.

Джозеф Юбер

 

В современных условиях быстрого изменения образовательных тенденций становится необходимым постоянный контроль качества работы преподавателей. Деятельность уполномоченных лиц и органов направлена на оценку соответствия содержания подготовки студентов требованиям федеральных государственных стандартов и устранение выявленных нарушений. Это мотивирует преподавателей на улучшение результатов труда, создает благоприятные условий для развития образовательного учреждения.

На сегодняшний день существуют разнообразные формы контроля преподавательской деятельности.

 

Краткий анализ позволяет оценить достижение основных целей и задач, дать общую характеристику учебно-воспитательной работе.

Структурный анализ выявляет главные компоненты занятия и учитывает их целесообразность для развития познавательных способностей студентов.

Временной анализ оценивает грамотное использование преподавателем времени по каждому этапу урока.

Системный анализ изучает целостность занятия с точки зрения образовательных, воспитательных, развивающих задач, формирования знаний, умений и навыков обучающихся.

Аспектный анализ проводится в рамках планового контроля и оценивает отдельные образовательные элементы урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов.

Комбинированный анализ определяет эффективность сочетания различных учебных целей и видов работы (изложение нового материала, повторение изученного, поверка знаний и умений и др.).

Полный анализ рассматривает все аспекты занятия в соотношении с поставленной целью и задачами.

 

Дидактический анализ отслеживает эффективность реализуемых методов, приемов и средств обучения.

 

Психологический анализ изучает эмоциональную атмосферу на занятии, развитие личностных и познавательных качеств обучающихся.

 

Комплексный анализ учитывает соотношение целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения [1, с. 6-7].

 

Одной из наиболее эффективных форм контроля учебной деятельности является комплексная оценка аудиторных занятий. Она включает одновременное рассмотрение дидактических, психологических, содержательных и иных основ урока. Поэтому в данной статье будет рассматриваться комплексный анализ как всесторонняя проверка качества проводимого отдельным преподавателем занятия.

При этом контролю могут подвергаться различные типы учебной деятельности: вводные уроки, уроки по освоению новых знаний, умений, практического опыта, уроки по применению полученных навыков (практическая, лабораторная работа, семинар), уроки по обобщению знаний, умений (итоговые лекции), уроки контроля результатов освоения дисциплины (проверочная, контрольная работа, тест, устный опрос, зачет и т.д.), комбинированный урок [2, с. 77].

В зависимости от выбранной формы проверки используются различные методы и критерии оценки деятельности преподавателя. Однако можно выделить общие аспекты анализа учебного занятия:

1. Методический аспект. В данном случае учитываются тип и форма занятия, используемые преподавателем методы, межпредметные связи, средства обучения и наглядности, материально-техническое оснащение.

 

2. Деятельностный аспект. Здесь оценивается постановка цели, задач, определение темы занятия, мотивация обучающихся, выбранный подход к студентам. Обязательными условиями проведения занятия является целеполагание, мотивация, практическая значимость знаний и способов деятельности, отбор содержания [3].

 

3. Организационный аспект. Здесь анализируется организация дисциплины, темп проведения занятия, речь преподавателя, невербальные средства взаимодействия, рациональное использование времени, психологический климат, подготовленность группы к занятию, обратная связь обучающихся.

 

4. Компетентностный аспект. В данном случае контролю подвергается формирование у обучающихся знаний, умений, практического опыта по учебной дисциплине, знание преподавателем предмета, использование им внутрипредметных связей, оценивается уровень достижения учебных целей.

 

5. Содержательный аспект. Здесь рассматривается план, структура и логика занятия, соответствие содержания возможностям обучающихся. При оценке содержательного аспекта следует учесть, что в план занятия должна входить:

  • организационная часть (приветствие, выявление отсутствующих студентов, проверка внешнего рабочего вида, организация внимания и готовности студентов к занятию, устранение отвлекающих факторов),

  • вводная часть (сообщение темы, цели и задачи занятия, мотивация деятельности студентов, актуализация их опорных знаний и умений, т.е. межпредметных и внутрипредметных связей, проверка домашнего задания, выявление пробелов в учебном материале, закрепление опорных знаний, умений, практического опыта),

  • основная часть (инструкция обучающихся, объяснение нового материала, отработка нового материала на практике, отслеживание самоконтроля студентов, проверка полученных знаний, умений, практического опыта),

  • заключительная часть (подведение итогов, закрепление материала, задание для самостоятельной работы, анализ работы каждого студента с выставлением оценок, выделение студентов, добившихся отличных результатов, формирование у обучающихся ориентации на успех, разбор общих недочетов, рекомендации по их устранению, постановка цели следующего занятия).

 

6. Коммуникативный аспект. При этом учитывается взаимодействие обучающихся во время занятия, проявление их личностных особенностей, активности и инициативности.

 

7. Аналитический аспект. Контролируется соответствие поставленных целей занятия полученным результатам. Кроме того, учитывается, как происходит оценка обучающихся на занятии, выявляются общие недочеты их работы и даются рекомендации по исправлению ошибок.

 

Для осуществления анализа деятельности преподавателя в первую очередь необходимо определить цель контроля – подготовленность преподавателя к уроку; использование им современных и эффективных методов и средств обучения, грамотное распределение времени; проверка качества знаний и навыков обучающихся, полученных на уроке; рассмотрение объективности оценивания студентов; ознакомление с работой молодого специалиста и оказание ему методической помощи; определение типичных недостатков в знаниях обучающихся и установление их причин; изучение индивидуального подхода к обучающимся; улучшение качества образования и т.д. [4]. В связи с этим выбирается занятие для посещения и разрабатывается схема его анализа.

Для эффективной оценки преподавательской деятельности предварительно:

  • рассматривается рабочая программа учебной дисциплины, методические разработки преподавателя,

  • определяются осваиваемые результаты обучения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта,

  • проверяются записи предыдущих занятий в журнале учебной нагрузки (темы занятий, количество часов, характер самостоятельной работы),

  • подготавливаются бланки фиксации результатов контроля (См. Приложение 1).

 

По итогам посещения занятия важно использовать следующие критерии оценки:

  • соответствие темы занятия календарно-тематическому планированию,

  • соответствие темы занятия записям в журнале учебной нагрузки,

  • соответствие содержания занятия результатам освоения дисциплины согласно требованиям ФГОС,

  • соответствие содержания материала поставленным целям и задачам,

  • наличие планирования и конспекта занятия с учетом возможностей обучающихся,

  • обоснованный выбор методов, приемов и средств обучения, достаточная наглядность материала,

  • обеспечение образовательных, развивающих и воспитательных задач на занятии,

  • эффективное использование мотивации студентов, поддержание дисциплины,

  • формирование интереса к изучаемому материалу,

  • поддержание благоприятного психологического климата в группе, соблюдение педагогической этики,

  • применение элементов новизны, развитие любознательности студентов,

  • использование оптимального темпа работа, учитывающего особенности обучающихся, нагрузки на мышление студентов,

  • организация работы студентов, обеспечивающая их активность и самостоятельность,

  • эффективное распределение времени занятия и учет регламента,

  • готовность к занятию, профессиональное владение предметом и педагогическими технологиями,

  • полное, грамотное, логическое, структурное, доступное и аргументированное изложение материала преподавателем, обращение к межпредметным и внутрипредметным связям, актуализация опорных знаний, соединении теории с практикой и жизненным опытом,

  • реализация проблемного подхода в обучении,

  • применение различных форм работы и видов деятельности в целях активизации внимания студентов, предупреждения утомляемости на занятии,

  • использование дифференцированного, творческого подхода в сочетании с коллективной работой в группе,

  • отслеживание степени усвоения нового материала и самоконтроля студентов,

  • оказание индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим затруднения,

  • повторение ранее изученного материала или отсылка к нему,

  • проведение анализа урока, подведение итогов усвоенных знаний, умений, практического опыта,

  • использование объективной оценки знаний обучающихся,

  • инструктаж по выполнению самостоятельной работы.

 

По итогам проверки необходимо дать рекомендации преподавателю. При этом можно ориентировать на наиболее часто допускаемые недочеты и нацелить его на повышение качества проведения урока и усвоения студентами знаний, умений и навыков. Как показывает опыт, в качестве рекомендаций чаще всего необходимо направить преподавателя на усовершенствование организации и содержания занятия, эффективное применение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, внедрение современных образовательных технологий, методов и средств обучения, подборку дидактического материала для учебного занятия, отработку практических навыков студентов, подготовку заданий для самостоятельной работы студентов, разработку методов по сокращению неуспеваемости обучающихся. Кроме того, важно делать акцент на использовании развивающего и проблемного обучения, которое является наиболее эффективной формой современного образования.

Для того чтобы процесс подготовки к занятию был продуктивным и соответствовал требованиям и стандартам обучения, преподавателю необходимо использовать вопросы для самоконтроля:

1. Какова цель и задачи урока, почему выбрана данная форма его проведения?

2. Учтены ли при разработке занятия требования федеральных государственных образовательных стандартов, программные и учебные требования?

3. Какие знания, умения и навыки студент должен приобрести по итогам освоения материала?

4. Какое место занимает данное занятие в рабочей программе и каким образом можно провести внутрипредметные и межпредметные связи?

5. Почему выбрана данная форма занятия?

6. В чем уникальность данного занятия и с помощью каких методов и средств обучения его можно усовершенствовать?

7. Какими должны быть темп занятия и его структура?

8. Как осуществить в ходе занятия эффективное взаимодействие со студентами?

9. Какие условия помогут сделать занятие интересным и полезным для обучающихся?

10. Какие недочеты занятия можно выявить, и какие меры предпринять для их устранения в будущем?

 

Подручным средством преподавателя для эффективного проведения аудиторного занятия является план. Он включает общие сведения о группе студентов (курс, номер группы, профессия/специальность), тип и форму занятия, цель и задачи урока, осваиваемые студентом знания, умения, практический опыт, общие и/или профессиональные компетенции, применяемые внутрипредметные и межпредметные связи, методы и средства обучения, материально-техническое оснащение, рекомендуемую литературу, ход урока (См. Приложение 2).

Таким образом, методические рекомендации по контролю качества работы преподавателей на аудиторных занятиях помогают не только объективно рассматривать их работу, но и являются подручным средством для их качественной подготовки к различным формам занятий, выявления и исправления профессиональных пробелов.

 

Ссылки на источники:

1. Аксиньева М.А. Методический семинар «Самоанализ и анализ урока в контексте реализации ФГОС». – М.: Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова, 2016. – 32 с.

2. Головко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. Т.1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.

3. Методические рекомендации по проектированию современного урока/ Сост. Т.Т. Федорова, Л.Ф. Салихова, Г.Р. Ахмерова, А.Ю. Закиева, М.Г. Музаффарова. – Казань: ГАОУ ДПО «Институт развития образования республики Татарстан», 2013. – 21 с.

4. Методические рекомендации по анализу современного урока по ФГОС с приложениями схем анализа разных типов урока [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/files/doklad-na-shmo-uchitieliei-khets-analiz-uroka-fgos.html (дата обращения: 5.10.2018).

 

M.N. Veselova

PhD of Cultural Science, Lecturer, Methodist, College of St. Petersburg Fashion, Saint Petersburg

ashamy@mail.ru

 

Methodical Recommendations for the Quality Control of Тeachers in the Lessons

 

Abstract: There is a need to control the activity of teachers in modern conditions of education with the aim of compliance with requirements of federal state educational standards and improving the quality or work. The article gives methodical recommendations for conducting the check of lessons that can be useful both to methodists and teachers in preparing for various forms of professional control.

 

Keywords: methodical recommendations, quality control, self-control, analysis of the lesson, methods and evaluation criteria.

СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ