Использование ИКТ на уроках математики в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов

Байдак Татьяна Анатольевна, учитель математики, МБОУ СШ №6 имени Героя Советского Союза И.А. Омельченко, г. Гуково Ростовской области, bta1968@yandex.ru

Использование ИКТ на уроках математики

в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов

 

Аннотация. В настоящей методической разработке описаны примеры эффективного использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на различных этапах урока математики, такие как, например, вхождение в тему урока, проведение устного опроса, изложение нового материала, организация исследовательской деятельности обучающихся. Компьютер, программы Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher.

 

«Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе». [1]

Последние годы отмечены стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий в образовании. Во всех школьных учебных кабинетах появилось новое современное оборудование (компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски) - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных учебных дисциплин. Всё большее число обучающихся приобретают первоначальные навыки пользователя компьютером уже в домашней обстановке.

Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаёт учителю славу человека продвинутого и передового. Целесообразность его использования объясняется тем, что появляется возможность достичь таких результатов обучения, какие нельзя получить без применения такового.

Поэтому перед каждым современным педагогом поставлена задача научиться профессионально совмещать собственный преподавательский стиль с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

 

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов современный учитель должен выстраивать учебный процесс, используя возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:

  • управлять учебным процессом;

  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

  • формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

  • создавать, обрабатывать и редактировать звук;

  • создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и  видеоизображения;

  • индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

  • размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);

  • проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

  • проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

  • осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью» [2]

 

Первоначальные навыки использования компьютера в образовательном процессе для большинства педагогов были на уровне владения печатной машинкой с памятью и возможностью редактирования созданного документа - это набор текстов, создание различных таблиц-отчётов, изготовление простейших раздаточных дидактических материалов; систематизация и хранение документов в компьютере. Со временем я открыла для себя новые возможности применения ИКТ в учебном процессе. И, в первую очередь, это основные элементы программ Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Office Publisher.

«Действительно рассказывают про какого-то философа, что он, имея двух учеников – одного неспособного, а другого шаловливого, - прогнал обоих, так как один, желая учиться, не мог, а другой, имея способности, не желал» [3]

Современный учитель так поступить не имеет права. И тут на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии.

 

Принимая выпускников начальной школы, я с должным вниманием отношусь к тем знаниям, которые приобретены детьми, и с огромным уважением к труду, затраченному их первым учителем.

Каждый раз, приходя в 5 класс на свой первый урок, я начинаю его словами польского учёного и просветителя Яна Снядецкого: «Математика – царица всех наук. Её возлюбленный – истина, её наряд – простота и ясность. Дворец этой владычицы окружён тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится продираться сквозь чащу. Случайный путник не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его откроется лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума, свойственным самой природе людей» [3]

И продолжаю: «Я поведу всех вас во дворец этой царицы и, очень надеюсь, что случайных путников среди нас не окажется. Итак, в добрый путь!».

В кабинете включён компьютер, проектор, и дети вместе с моей речью видят, как появляются на экране эти известные слова, а ниже – Ян Снядецкий (1756-1830).

Всё очень просто, но вот готов и первый пример для устного счёта: «Сколько лет прожил этот учёный?»

- Неожиданно?

- Да!

 

Вижу, как некоторые ученики начинают записывать в столбик пример на вычитание, пытаясь от 1756 отнять 1830. Не получается!.. (Математические познания многих пятиклассников формальны, оторваны от реальной жизни. Налицо неумение создать модель по условию задачи, сделать прикидку и оценить правдоподобность полученного результата). 

 

 …И только самый внимательный спешит сообщить всем, что на экране в записи 1756 -1830 «-» - это не «минус», а просто черта между годом рождения учёного и годом его смерти.

Ответ назван и я продолжаю: «Какие цифры были использованы для записи дат, а какие не были использованы?», «В каких веках жил Ян Снядецкий?», «Кто может записать названные числа римскими цифрами?» и т. д.

 

Все включились в работу, глаза детей уже горят!

Так происходит первое знакомство пятиклассников с их учителем математики. И теперь каждый урок они ждут от меня чего-то нового и интересного! А меня – большая творческая работа по сопровождению детей во дворец царицы всех наук.

 

Преимущество современного педагога заключается в свободе выбора программ учебных предметов и курсов, учебно-методических комплектов и образовательно-инновационных технологий.

 

Формы и место использования информационно-коммуникативных технологий на уроке математики, конечно, зависят от содержания самого урока, его целей и решаемых задач. Опыт работы в этом направлении показал, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики на следующих этапах его проведения:

  • вхождение в тему урока;

  • создание условий для осознанного восприятия нового материала, когда появляется возможность дополнить устное объяснение различными иллюстрациями - слайдами, схемами, чертежами с применением анимации, что позволяет рассматривать вопросы математической теории в динамике, вызвать интерес и повышенное внимание у обучающихся;

  • проведении устного опроса на тренажёре;

  • организация исследовательской деятельности обучающихся;

  • создание различных публикаций: буклетов, открыток, визиток и т.д.

 

Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, удачных примерах из опыта использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

1. Вхождение в тему урока.

Урок математики в 5 классе.

На экран выводится слайд, созданный в программе Microsoft PowerPoint.

Тема урока зашифрована в виде ребуса, разгадав который пятиклассники смогут назвать её.

Используя правила разгадывания ребусов, обучающиеся сами формулируют тему урока:

  1. первый объект ребуса – 10. В слове ДЕСЯТЬ – берём первые две буквы ДЕ, четыре последние СЯТЬ отбрасываем;

  2. второй объект - изображение перевёрнутой ели. Значит, в слове ЕЛЬ переставляем буквы в обратном порядке - ЬЛЕ и первую букву Ь отбрасываем, оставляем ЛЕ;

  3. третий объект в ребусе - книга,  в записи которого нужно отбросить первую букву К и две последние буквы ГА, оставляем НИ;

  4. на последнем месте в ребусе буква Е;

  5. получаем слово ДЕЛЕНИЕ.

 

Тема урока - «Деление».

Урок геометрии в 7 классе.

На экран выводится слайд, созданный в программе Microsoft PowerPoint с изображением простого уголкового процесса: ОТРЕЗОК - СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА - ПЕРИМЕТР ТРЕУГОЛЬНИКА.

По предложенной схеме-цепочке в верхней части слайда обучающимся необходимо составить аналогичную схему-цепочку в нижней части слайда, первое слово в которой - УГОЛ.

Изучив схему, они устанавливают, что на первом месте записан математический термин - геометрическая фигура - ОТРЕЗОК; на втором – элемент треугольника - СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА; а на последнем – сумма указанных элементов треугольника – ПЕРИМЕТР ТРЕУГОЛЬНИКА.

Обучающиеся восстанавливают недостающие слова в нижней схеме: УГОЛ – это математический термин - геометрическая фигура, значит элемент треугольника - УГОЛ ТРЕУГОЛЬНИКА, а сумма указанных элементов -  СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА.

Слайд снабжён анимацией - появляются недостающие надписи и тема урока «Сумма углов треугольника».

2. Использование тренажёров для проведения устного опроса.

 

Устная работа на уроке - это наиболее быстрый путь к внутреннему миру обучающегося. Кроме того, она так же позволяет выявить пробелы при усвоении изучаемого материала, и по-возможности устранить их.

Учёба – это труд ученика, и каждый должен чувствовать ответственность за себя и за своё дело. Приведу пример использования мультимедийного комплекта для проведения устного опроса на уроках геометрии, разработанного в программе Microsoft PowerPoint с помощью Visual Basic for Applications.

На экран при помощи проектора выводится слайд с определённым количеством вопросов, закодированных номерами.

Чем больше вопросов, тем выше возможность опроса большего числа обучающихся.

Ученик сам выбирает номер вопроса и задание ему предъявляет компьютер.  Если ученик дал верный ответ, то опрос продолжается дальше. Если же ответ ученика неверен, то компьютер «просит повторить вычисления». Проведение такого опроса позволяет ученику за небольшое время выполнить большой объём вычислений, отработать различные вопросы теории и практики. А учителю - оперативно осуществить контроль и скорректировать результаты дальнейшей работы.

Подобного рода тренажёр можно использовать практически на любом уроке математики, алгебры, геометрии.

 

3. Использование опорных конспектов, выполненных в программе для создания презентаций Microsoft PowerPoint с применением цвета, звука, анимации.

 

Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Применять их можно на любом этапе урока: при ознакомлении с новым учебным материалом, при закреплении изученного, при проверке и коррекции знаний и умений обучающихся, на уроках обобщающего повторения.

Когда я провела свои первые уроки, основанные на демонстрации компьютерных презентаций, то увидела неподдельный интерес у обучающихся. Ведь нередко урок математики в традиционном обучении проводился преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: посмотри, как делаю я, повтори и запомни. В таких случаях при объяснении нового материала большинство учеников являлись лишь пассивными наблюдателями, а учитель – транслятором знаний.

«Опытный учитель знает, как важно остановиться после предъявления определения, формулировки утверждения или в доказательстве теоремы, чтобы дать возможность обучающимся глубже вникнуть в их суть. При устном объяснении это сделать трудно – класс может дезорганизоваться. Компьютер же позволяет сделать необходимую паузу: выделить главное, дополнить построения, многократно повторить логические цепочки. Пауза становится не пассивной, а заполненной экспериментальной работой - игрой с «живыми картинками» [4]

 

Урок алгебры в 7 классе.

Тема урока «Решение задач с помощью уравнений» или «В стране выученных уроков».

Актуальность темы урока связана с воспоминаниями из детства о встрече главного героя известного мультипликационного фильма с полутора землекопом.

А эпиграфом к такому уроку подойдут слова Д. Пойа: «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно. Но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдётся путь!» [3]

 

- Если вы не желаете оказаться в стране невыученных уроков, нужно учиться правильно решать текстовые задачи!

На таком уроке ни один семиклассник не останется «в стороне».

4. Организация исследовательской деятельности обучающихся.

Активное использование средств информационно-коммуникативных технологий в образовании позволяет обучающимся умело ориентироваться в бурном потоке информации: поиск информации в сети интернет; самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами с целью качественной подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации; отбор и сравнение материала; подготовка выступлений и докладов с помощью различных компьютерных технологий.

Результатом такой работы являются подготовленные и публично представленные проекты обучающихся на ежегодных школьных и городских научно-практических конференциях «Исследовательская деятельность обучающихся», участие в заочных конкурсах регионального, федерального, международного уровней.

 

Проект обучающейся Кучеренко Александры «Числа-великаны, числа-карлики» удостоен сертификата международного конкурса «Математика и проектирование», организованным болгарской академией наук.

5. Создание различных публикаций: буклетов, открыток, визиток и т.д.

 

Остановимся подробнее на буклете. Буклет – это документ, изготовленный на одном листе, сложенном параллельными сгибами. Раскрывается готовый напечатанный буклет, как ширма.

Программа Microsoft Publisher представляется мне наиболее удобной для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания. 

 

При подготовке буклета необходимо придерживаться единого стиля оформления. Поскольку буклет является достаточно компактным по своему объёму, то и представленная в нём информация должна быть представлена в компактном виде. Буклет может содержать рисунки, фотографии, графики, схемы, таблицы.

При изготовлении любого буклета, как никогда, особенно важными качествами, определяющими его содержание и культуру подачи материала, являются точность, ясность и краткость изложения. Здесь нужно хорошо продумать иллюстрации, эпиграфы, девизы, которые определяют основную идею публикации, создают положительный имидж его изготовителю.

Приступая к созданию буклета нужно чётко представлять себе, для чего и для кого готовится данная публикация. Следуя этому принципу, буклеты, на мой взгляд, можно разделить на три группы.

1) Информационный буклет для учащихся.

Такой буклет изготавливается мною совместно с обучающимися после изучения определенной темы (главы, сквозной линии) и является логическим её завершением. В нём отражены главные понятия, определения, утверждения, формулы, графики, справочный материал, необходимый для запоминания и дальнейшего использования в процессе обучения.

2) Буклет для представителей педагогического сообщества.

Такой буклет изготавливается непосредственно перед заседанием школьного методического объединения или городского методического объединения учителей-предметников. В нём указывается проблема, тема, регламент работы объединения, краткое изложение материалов заседания.

 

3) Информационный буклет для родителей.

Такой буклет изготавливается мною непосредственно перед проведением различных мероприятий, таких, как родительское собрание, родительский лекторий и т.п.

Буклет в обязательном порядке должен содержать информацию о его изготовителе, контактные данные.

В центре любого образовательного процесса стоит ученик, сопровождаемый учителем к знаниям, во дворец великой владычицы – математики. Хочется верить, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики сделают этот путь более лёгким и счастливым, помогут открыть каждому путешественнику всю красоту дворца царицы всех наук!  

«Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом, с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты, качественное математическое образование гражданина, можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, функционирование которой обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих» [5]

 

Ссылки на источники

 

  1. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. https://rg.ru/2011/02/16/obr-trebovaniya-dok.html

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений". Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 1968.

  3. М.М. Лиман. «Школьникам о математике и математиках» М.: - Просвещение, 1981.

  4. А.В. Соколов «Тема "Равенство треугольников" отрабатывается на компьютере» М.: - «Математика в школе», 1993, №5.

  5. Е.В. Чернобай «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде» М.: -Просвещение, 2012.

  6. Т.А. Байдак «О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики» «Информационные технологии в образовании-2009» («ИТО-Ростов-2009») Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки