Инновационный творческий проект «Возможности конструктора «Банчемс» в развитие основ инженерно-технических способностей  детей дошкольного возраста»

Королёва Татьяна Владимировна, воспитатель 1 категории МКДОУ детский сад «Берёзка» комбинированного вида, город Купино Новосибирской области, ​tanya.koroleva.1978@mail.ru

Инновационный творческий проект «Возможности конструктора «Банчемс» в

развитие основ инженерно-технических способностей  детей дошкольного возраста»

Аннотация: В работе приведено описание опыта работы с конструктором «Банчемс».

Ключевые слова: инженерно – технические способности, творческие способности, конструктивная деятельность, мелкая моторика, логика, мышление.

Проблема: развитие инженерно–технических способностей и эмоциональной сферы детей через конструктор «Банчемс».

 

Сроки реализации: Сентябрь - май 2016-2017 учебного года

Вид проекта:

По деятельности: инженерный с техническим направлением

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный

 

Участники: педагоги, родители, дети подготовительной к школе группы «Смешарики».

 

Возраст детей: 6-7 лет.

 

Продукт детской деятельности: изготовление моделей самостоятельно по инструкциям.

 

Новизна. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

 

Это конструктор Банчемс. Его еще называют конструктор липучка или конструктор репейник. В декабре 2015 года конструктор получил мировую известность, в 2016 году премию «Игрушка года 2016». Конструктор состоит из "Банчемсов" - разноцветных шариков-липучек, которые отлично скрепляются между собой за счет маленьких крючков. Кроме липучек в наборе есть различные аксессуары — ножки, ручки, глазки, очки, усы, корона, сердечко и так далее. В каждой липучке есть отверстие, туда прикрепляем аксессуары. Они вставляются в липучки довольно-таки крепко. Поделки можно собирать по инструкции или придумывать самим.  Данный вид конструирования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть разноцветных шариков превращаются в пейзаж, звездное небо, лес или море, разных человечков, животных, машин.

 

Конструирование из ярких шариков-липучек, является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

 

Интеграция образовательных областей.

Согласно ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие: направлены на совместную деятельность взрослых и детей и на развитие инженерно – технических способностей и творческий потенциал личности дошкольника.

 

Цель проекта: развивать научно-технический и творческий потенциал личности

дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования.

 

Задачи проекта

Образовательные:

- обучать техническим приемам и способам конструирования;

- формировать сенсорные способности;

- формировать умения самостоятельно решать технические задачи в процессе

конструирования моделей;

- активизировать познавательную активность детей, через память, внимание,

мышление, творческое воображение, креативность, логику. 

Развивающие:

- развивать технические навыки, самостоятельность у детей во время работы

со схемами;

- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;

- развивать у детей коммуникативные навыки, умения эффективно выстраивать

взаимодействие с окружающими (взрослыми, сверстниками);

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- вызвать интерес к конструированию из конструктора «Банчемс»;

- воспитывать художественно-эстетический вкус;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

 

Предполагаемый результат: 

- овладение основами инженерно-технического творчества;

- развитие креативного, творческого мышления, (внимания, памяти, восприятия, воображения, логики);

- развитие индивидуальных особенностей дошкольников;

- приобретение познавательных способностей;

- сформированность коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками;

- усовершенствование предметно – игровой деятельности. 

 

Развивающая предметно - пространственная среда.

Центр конструктивной деятельности (доступный для детского творчества), конструктор «Банчемс» 1 на 400деталей, 2 по 200 деталей, 2 по 42 детали, аксессуары 5 комплектов, 3 книжки-раскладушки со схемами, альбом моделей, 5 видео – фильмов: «Банчемс» - мой конструктор», «Как собрать тигра из конструктора», «Собираем машинку из конструктора – репейника», «Конструктор Банчемс» - делаем цветных животных из шариков», «Делаем змею», музыкальных произведений подобранных по тематике занятий, проектор, экран, ноутбук, МР3 проигрыватель.

 

Методы диагностики: педагогические наблюдения, рассматривание, обработка данных, дидактическая игра, интегративная деятельность, решение проблемных ситуаций, игровая ситуация.

 

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2016 года).

2. Основной этап (октябрь 2016 год – апрель 2017 года).

3. Заключительный этап (май 2017года).

 

Перспективное планирование проектной деятельности

Первый этап - подготовительный

Второй этап - основной (практический)

Третий этап – заключительный

 Список используемой литературы

  1. Анянова И.В., Андреева С.М. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ авт.-сост. И.В.Анянова, С.М.Андреева, Л.И.Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. –Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. –Нижний Тагил, 2015. -168с.

  2. Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.

  3. Комаровой Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т. С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2005

  4.  Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду –М.: Детство Пресс, 2010.

  5. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная группа. Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015. – 144с.

  6. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996

  7. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС », 2012

  8. Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009

  9.  Интернет ресурс.

 

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что вы знаете о конструкторе «Банчемс»?»

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в опросе на тему «Что вы знаете о конструкторе «Банчемс»?» 

Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

 

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

2.  Как Вы считаете, развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения - это основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду:

 - да

 - нет

 - затрудняюсь ответить

 

З. Важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

6. У Вас есть, дома какие либо виды конструктора?

  - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

7. Есть у Вашего ребёнка любимый конструктор?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

8. Часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию вместе с ребенком?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

9. Знаком ли Вам конструктор «Банмчес»?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

10. Вы  не против, чтобы мы занимались с вашими детьми этим видом конструктора?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

11. Изменился ли Ваш ребёнок, с появлением дома конструктора «Банчемс»?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

 

12. Вам понравился конструктор?

 - да       

 - нет     

 - затрудняюсь ответить    

     

Благодарим за сотрудничество!

 

 

        Приложение 2

Карта наблюдения за ребенком

в процессе спонтанно-игровой деятельности с конструктором «Банчемс».

Имя, фамилия ребенка_________________________________

Возраст  ребенка _________________________________________

Группа  _____________________________________________________

 

1.Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью:

а) ребенок испытывает радость;

б) испуг, волнение;

в) не выражает никаких эмоций;

г) грубое проявление эмоций.

 

2. Включение в конструктивно-игровую деятельность:

а) активно приступил к деятельности;

б) начал играть спокойно;

в) не знал с чего начать;

г) выразил отказ.

 

3. Поведение в процессе конструктивно-игровой деятельности:

а) играет вместе с другими детьми;

б) играет один (обособленно);

в) действия нельзя назвать игровыми;

г) мешает другим детям.

 

4. Использование речи:

а) сопровождает свои игровые действия речью;

б) активно пользуется речью при общении с детьми;

в) использует в игре несколько слов;

г) играет молча.

 

5. Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности:

а) смог организовать коллективную игру с моделью;

б) организовал самостоятельную игру;

в) участвовал в коллективной игре;

г) продолжал долгое время конструировать, играть с моделью не стал.

 

6. Характер игровой деятельности с «Банчемсом»:

а) совместный, с правилами;

б) с элементами сюжета;

в) сюжетный

г) манипулятивный.

 

7. Наличие конфликтных ситуаций:

а) может сам решить конфликт;

б) ребенок часто конфликтует;

в) не может решить конфликт без помощи взрослого;

г) легко  втягивается в конфликтную ситуацию.

 

8. Творческие способности:

а) умеет делать  модели: одну или много;

б) использует аксессуары;

в) есть  интересные элементы в модели: один или много;

г) не умеет делать модели.

 

9. Особенности моделей:

а) сконструировал по схеме;

б) соответствующий размер модели;

в) соответствующие цвета  модели;

г) нет в наличие готовой модели.

 

10.Развитие речи:

а) умеет рассказать о предстоящей модели;

б) об этапах планирования;

в) о том, что получилось;

г) об игре с моделью.

 

11. Личностные особенности:

а) способность сосредоточиться;

б) способность к сотрудничеству;

в) способность довести задуманное до конца;

г) нет способностей.

 

Один ответ – 1 балл, нет ответа – 0 баллов (выбрать  соответствующий ответ).

Низкий уровень –  0 – 10 б.

Средний уровень – 10 – 18 б.

Высокий уровень – 18 -21 б.

 

 

Приложение 4

Koroleva Tatiana Vladimirovna

The teacher of 1 category, MKDOU kindergarten «Berezka» kombinirovannogo Vida, city Kupino

tanya.koroleva.1978@mail.ru

Innovative creative project "designer "Bunches" in developing the basic engineering abilities of children of preschool age»

Abstract: the paper describes the experience with the designer "Bunches".

Keywords: engineering – technical ability, creativity, constructive activity, fine motor skills, logic, thinking

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА

644024, Россия, Омск,
ул. Куйбышева, 56, офис 1
Тел./факс: +7 (3812) 490-633
E-mail: learningmethod@mail.ru
Http://learningmethod.ru

ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ