Инновационный творческий проект «Возможности конструктора «Банчемс» в развитие основ инженерно-технических способностей детей дошкольного возраста»
Королёва Татьяна Владимировна, воспитатель 1 категории МКДОУ детский сад «Берёзка» комбинированного вида, город Купино Новосибирской области, tanya.koroleva.1978@mail.ru
Инновационный творческий проект «Возможности конструктора «Банчемс» в
развитие основ инженерно-технических способностей детей дошкольного возраста»
Аннотация: В работе приведено описание опыта работы с конструктором «Банчемс».
Ключевые слова: инженерно – технические способности, творческие способности, конструктивная деятельность, мелкая моторика, логика, мышление.
Проблема: развитие инженерно–технических способностей и эмоциональной сферы детей через конструктор «Банчемс».
Сроки реализации: Сентябрь - май 2016-2017 учебного года
Вид проекта:
По деятельности: инженерный с техническим направлением
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный
Участники: педагоги, родители, дети подготовительной к школе группы «Смешарики».
Возраст детей: 6-7 лет.
Продукт детской деятельности: изготовление моделей самостоятельно по инструкциям.
Новизна. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Это конструктор Банчемс. Его еще называют конструктор липучка или конструктор репейник. В декабре 2015 года конструктор получил мировую известность, в 2016 году премию «Игрушка года 2016». Конструктор состоит из "Банчемсов" - разноцветных шариков-липучек, которые отлично скрепляются между собой за счет маленьких крючков. Кроме липучек в наборе есть различные аксессуары — ножки, ручки, глазки, очки, усы, корона, сердечко и так далее. В каждой липучке есть отверстие, туда прикрепляем аксессуары. Они вставляются в липучки довольно-таки крепко. Поделки можно собирать по инструкции или придумывать самим. Данный вид конструирования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть разноцветных шариков превращаются в пейзаж, звездное небо, лес или море, разных человечков, животных, машин.
Конструирование из ярких шариков-липучек, является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
Интеграция образовательных областей.
Согласно ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие: направлены на совместную деятельность взрослых и детей и на развитие инженерно – технических способностей и творческий потенциал личности дошкольника.
Цель проекта: развивать научно-технический и творческий потенциал личности
дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования.
Задачи проекта
Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам конструирования;
- формировать сенсорные способности;
- формировать умения самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования моделей;
- активизировать познавательную активность детей, через память, внимание,
мышление, творческое воображение, креативность, логику.
Развивающие:
- развивать технические навыки, самостоятельность у детей во время работы
со схемами;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
- развивать у детей коммуникативные навыки, умения эффективно выстраивать
взаимодействие с окружающими (взрослыми, сверстниками);
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- вызвать интерес к конструированию из конструктора «Банчемс»;
- воспитывать художественно-эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предполагаемый результат:
- овладение основами инженерно-технического творчества;
- развитие креативного, творческого мышления, (внимания, памяти, восприятия, воображения, логики);
- развитие индивидуальных особенностей дошкольников;
- приобретение познавательных способностей;
- сформированность коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками;
- усовершенствование предметно – игровой деятельности.
Развивающая предметно - пространственная среда.
Центр конструктивной деятельности (доступный для детского творчества), конструктор «Банчемс» 1 на 400деталей, 2 по 200 деталей, 2 по 42 детали, аксессуары 5 комплектов, 3 книжки-раскладушки со схемами, альбом моделей, 5 видео – фильмов: «Банчемс» - мой конструктор», «Как собрать тигра из конструктора», «Собираем машинку из конструктора – репейника», «Конструктор Банчемс» - делаем цветных животных из шариков», «Делаем змею», музыкальных произведений подобранных по тематике занятий, проектор, экран, ноутбук, МР3 проигрыватель.
Методы диагностики: педагогические наблюдения, рассматривание, обработка данных, дидактическая игра, интегративная деятельность, решение проблемных ситуаций, игровая ситуация.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2016 года).
2. Основной этап (октябрь 2016 год – апрель 2017 года).
3. Заключительный этап (май 2017года).
Перспективное планирование проектной деятельности
Первый этап - подготовительный

Второй этап - основной (практический)

Третий этап – заключительный

Список используемой литературы
-
Анянова И.В., Андреева С.М. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ авт.-сост. И.В.Анянова, С.М.Андреева, Л.И.Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. –Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. –Нижний Тагил, 2015. -168с.
-
Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.
-
Комаровой Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т. С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2005
-
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду –М.: Детство Пресс, 2010.
-
Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Подготовительная группа. Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015. – 144с.
-
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996
-
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС », 2012
-
Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009
-
Интернет ресурс.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Что вы знаете о конструкторе «Банчемс»?»
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему «Что вы знаете о конструкторе «Банчемс»?»
Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
2. Как Вы считаете, развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения - это основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду:
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
З. Важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
6. У Вас есть, дома какие либо виды конструктора?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
7. Есть у Вашего ребёнка любимый конструктор?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
8. Часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию вместе с ребенком?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
9. Знаком ли Вам конструктор «Банмчес»?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
10. Вы не против, чтобы мы занимались с вашими детьми этим видом конструктора?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. Изменился ли Ваш ребёнок, с появлением дома конструктора «Банчемс»?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
12. Вам понравился конструктор?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
Карта наблюдения за ребенком
в процессе спонтанно-игровой деятельности с конструктором «Банчемс».
Имя, фамилия ребенка_________________________________
Возраст ребенка _________________________________________
Группа _____________________________________________________
1.Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью:
а) ребенок испытывает радость;
б) испуг, волнение;
в) не выражает никаких эмоций;
г) грубое проявление эмоций.
2. Включение в конструктивно-игровую деятельность:
а) активно приступил к деятельности;
б) начал играть спокойно;
в) не знал с чего начать;
г) выразил отказ.
3. Поведение в процессе конструктивно-игровой деятельности:
а) играет вместе с другими детьми;
б) играет один (обособленно);
в) действия нельзя назвать игровыми;
г) мешает другим детям.
4. Использование речи:
а) сопровождает свои игровые действия речью;
б) активно пользуется речью при общении с детьми;
в) использует в игре несколько слов;
г) играет молча.
5. Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности:
а) смог организовать коллективную игру с моделью;
б) организовал самостоятельную игру;
в) участвовал в коллективной игре;
г) продолжал долгое время конструировать, играть с моделью не стал.
6. Характер игровой деятельности с «Банчемсом»:
а) совместный, с правилами;
б) с элементами сюжета;
в) сюжетный
г) манипулятивный.
7. Наличие конфликтных ситуаций:
а) может сам решить конфликт;
б) ребенок часто конфликтует;
в) не может решить конфликт без помощи взрослого;
г) легко втягивается в конфликтную ситуацию.
8. Творческие способности:
а) умеет делать модели: одну или много;
б) использует аксессуары;
в) есть интересные элементы в модели: один или много;
г) не умеет делать модели.
9. Особенности моделей:
а) сконструировал по схеме;
б) соответствующий размер модели;
в) соответствующие цвета модели;
г) нет в наличие готовой модели.
10.Развитие речи:
а) умеет рассказать о предстоящей модели;
б) об этапах планирования;
в) о том, что получилось;
г) об игре с моделью.
11. Личностные особенности:
а) способность сосредоточиться;
б) способность к сотрудничеству;
в) способность довести задуманное до конца;
г) нет способностей.
Один ответ – 1 балл, нет ответа – 0 баллов (выбрать соответствующий ответ).
Низкий уровень – 0 – 10 б.
Средний уровень – 10 – 18 б.
Высокий уровень – 18 -21 б.
Приложение 4

Koroleva Tatiana Vladimirovna
The teacher of 1 category, MKDOU kindergarten «Berezka» kombinirovannogo Vida, city Kupino
Innovative creative project "designer "Bunches" in developing the basic engineering abilities of children of preschool age»
Abstract: the paper describes the experience with the designer "Bunches".
Keywords: engineering – technical ability, creativity, constructive activity, fine motor skills, logic, thinking