Учебные программы повышения конкурентоспособности рабочего персонала на рынке труда в сфере автосервиса.

Федотов Виталий Николаевич, канд. техн. наук, зам. заведующего кафедрой СЗОТУ, г. Санкт-Петербург, e-mail: nik2k@mail.ru.

Правила  сертификации услуг автосервиса в Системах добровольной сертификации регламентируют условие – квалификация рабочих основного производства ремонтного предприятия должна соответствовать требованиям, установленным в нормативных и технических документах.

Не подменяя действующий порядок подготовки новых рабочих, их переподготовки для приобретения новых профессий, предложена учебно-программная документация ускоренного профессионального обучения рабочих, выполняющих добровольно сертифицируемые услуги в автосервисе для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

 

Ключевые слова: автосервис, сертификация услуг, квалификация рабочих, базовое образование, ускоренное  обучение,  совмещение профессий.

 

Расширение перечня оказываемых высшими учебными заведениями платных образовательных услуг обуславливает необходимость разработки соответствующего учебно-методического обеспечения.

Федеральная программа содействия занятости населения [1] и современные документы  Минобрнауки РФ [2],  нацеливают систему профессионального обучения на профессии, специальности, пользующиеся повышенным спросом на рынке труда, к таковым относится деятельность в сфере автосервиса.

Согласно законодательным актам РФ услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (код по ОКУН 017000-017600 [3])  в настоящее время не требуют обязательной  сертификации  для подтверждения их безопасности жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среды, сертификация – добровольная. Но при регистрации автотранспортных средств (АТС) с  внесенными  изменениями в конструкцию владельцы АТС  для уверенности, что эксплуатация таких автомобилей безопасна, должны предоставлять Сертификаты соответствия добровольных систем Сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту АТС.  Поэтому Правила  сертификации указанных услуг в Системах добровольной сертификации жестко регламентируют условие  - квалификация рабочих основного производства ремонтного предприятия должна соответствовать требованиям, установленным в нормативных и технических документах.

 

Особенно важным это положение является для  действующих сегодня в сфере автосервиса  небольших (составляющих основную массу)  предприятий, в которых 2-3 работника выполняют все операции технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) АТС.  Причем,  ответственность за качество и безопасность оказания услуг в таких предприятиях возлагается на непосредственных исполнителей и определяется их мастерством.  В связи с этим  на рынке труда постоянно растет спрос на обученный персонал, владеющий  несколькими смежными авторемонтными профессиями, имеющий высокую универсальную квалификацию, который может обеспечить возможность предприятию  при ограниченном числе квалифицированных рабочих оказывать максимальное количество сертифицируемых услуг.

 

Не подменяя положительно зарекомендовавший порядок подготовки новых рабочих, их переподготовки для приобретения новых профессий, была поставлена цель - разработать учебно-программную документацию (УПД) ускоренного профессионального обучения рабочих, выполняющих добровольно сертифицируемые услуги по ТО и Р, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.  При этом УПД должна обеспечивать:

  • обучение рабочих, имеющих одну из профессий по профилю услуг,  базовой профессии и квалификации в целях удовлетворения на рынке труда повышенного спроса на квалифицированных автослесарей для выполнения регламентных работ и агрегатного ремонта автомототранспортных средств;

  • обучение рабочих, имеющих базовую профессию, второй профессии в целях квалифицированного совмещения видов специальных работ, выполняемых  при ремонте и переоборудовании автомототранспортных средств; 

  • обучение рабочих базовой профессии в целях повышения их квалификации до универсального уровня, соответствующего  требованиям нормативно-технической документации, практически,   на все выполняемые работы при ТО и Р, а также изучения новой техники, технологии.

 

Наиболее полным нормативным документом, содержащим требования, что должен знать и уметь рабочий, соответствующей профессии и разряда, является Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) Центрального бюро нормативов по труду Минтруда Российской Федерации [4]. Анализ требований ЕТКС позволил определить минимальный перечень профессий для боль­шинства видов услуг (работ) по ТО и Р АТС, установить квалификационные требования (разряд) исполнителей, с учетом обеспечения наибольшей занятости профессии в выполняемых работах, а также осуществить для УПД выбор  учебных дисциплин, соответствующих содержанию тарифно-квалификационных характеристик.

При этом было выявлена близость квалификационных характеристик (требований) для 3 и 4 разрядов профессий авторемонтных рабочих,  в  т. ч. и  по общеобразовательному уровню, обусловленная общностью содержания работ по ТО и Р  АТС.  Поэтому при  разработке УПД  смежные профессии авторемонтных рабочих целесообразно  рассматривать как родственные, а в качестве базового уровня подготовки для обучаемых было принято - среднее (полное) общее образование (не менее) и квалификация по одной из авторемонтных профессий не ниже 3 разряда. Также необходимо  принять во внимание  принципиальное единство конструкции транспортных средств, применяемых  в них материалов, видов  устраняемых  дефектов и повреждений, а также используемого при ремонте технологического оборудования.

 

Это позволяет, согласно  образовательному стандарту  ОСТ 9 ПО 01.03-93 (в ред. Приказа Минобразования РФ от 20.02.2001 N 561) [5], содержащего Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования,  обоснованно сократить объемы общетеоретического курса и сроки производственной практики  и разработать  УПД с планами ускоренного  обучения для повышения квалификации и овладения родственными профессиями при заданных требованиях к базовым образованию и квалификации рабочих.

 

В основу УПД  могут быть  положены базовые требования к содержанию дополнительных профессиональных  образовательных программ:

  • соответствие  цели конкретной образовательной программы квалификационным требованиям к профессиям;

  • ориентация на современные образовательные технологии (модульность, обучение "до результата", индивидуализация,  активные методы, оптимизация обязательных аудиторских занятий, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля,  компьютерные программы);

  • вариация соотношения между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач;

  • учет исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности слушателя.

 

Все разработанные рабочие учебные программы ускоренного профессионального обучения  профессии  предусматривают: введение, реферативное описание тем, по которым слушатель должен получить представление; примерный перечень, из которого слушатель  должен получить навык выполнения работ; методические рекомендации по реализации учебной программы; список литературы (основной и дополнительной), а также  учебно-методические материалы и  пособия в электронной форме.

 

Учитывая дублирование, заложенное в родственных  профессиях по ряду выполняемых ремонтных работ, при разработке программ обучения число учебных планов можно  ограничивать минимальным количеством, позволяющим  полностью  обеспечить  технологические процессы услуг по ТО и Р АТС  соответствующими профессиями и квалификациями.

Данные  о сроках подготовки по видам обучения с учетом базового образования и квалификации рабочих сведены в  таблицу.

При разработке примерных учебных планов ускоренного обучения их необходимо дифференцировать по видам обучения. Объемы  учебного времени для получения базовой профессии и квалификации составляют 154 ч, для получения второй профессии - 232 ч и повышения квалификации - 316 ч. Учебные планы включают  лекции,  практические занятия и стажировки.  В них 5% учебного времени  отведено консультациям для  восстановления у подготавливаемого персонала утраченной части общеобразовательных знаний и для индивидуального углубленного изучения новой техники и технологии. Шесть часов отводится экзаменам, на которые должен выноситься основной предмет специального (базового) курса.  Учитывая специфику работ, соответствующих разряду осваиваемой родственной или смежной  профессии, экзамены могут назначаться по другим предметам.

После освоения базового блока дисциплин по профессии в УПД предусматривается производственная практика (стажировка) для специализации обучаемых по одной или нескольким профессиям, направление и количество которых определяется по согласованию с Заказчиком обучения.

Профессиональная подготовка персонала по рабочим профессиям завершается сдачей квалификационного экзамена, на который отводится 8 часов учебного времени. Экзамен проводится квалификационными комиссиями, создаваемыми в соответствии с действующими нормативными актами.

Пример успешной реализации аналогичных  УПД, для обучения заинтересованного населения авторемонтным  профессиям, в т.ч. по направлениям предприятий и Федеральной службы занятости, разработанных и реализованных с непосредственным участием автора, приведен в [6].

 

Ссылки на источники

1. Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (с изменениями от 08.02.2001 г.). Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2000. № 3/11.

2. ФЦП Развитие образования на 2016-2020. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2015 г. № 497.

3. Общероссийский классификатор услуг населению. ЩК 002-93. Госстандарт России,  - М.: ИПК Издательство стандартов, 2000 г.

4. Единый тарифно-квалификационный         справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 2, ч. 1 и 2. - М: Центральное бюро нормативов по труду Минтруда РФ, 2000,- 357с.

 5. ОСТ 9 ПО 01.03-93. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования (в ред. Приказа Минобразования РФ от 20.02.2001 N 561), 21 с.

6. Комаров, Ю.Я., Федотов, В.Н.. Учебно-методическое и организационное обеспечение ускоренного обучения профессиям автосервиса / Ю.Я. Комаров, В.Н. Федотов // Актуальные вопросы профессионального образования, ВолгГТУ. -2004, №8. – С.28-31.

 

VITALY FEDOTOV

PhD of Tech.Sci., deputy head of the department of NWOTU, St. Petersburg

E-mail: nik2k@mail.ru

 

TRAINING PROGRAMS OF INCREASE IN COMPETITIVENESS OF WORKING PERSONNEL IN LABOUR MARKET IN THE CAR SERVICE

 

Rules of certification of car service in the Systems of certification regulate a condition - qualification of workers of the main production of repair shop has to conform to the requirements established in the normative and technical documentation.

Without substituting the operating order of training of new workers, their retrainings, educational and program documentation of the accelerated vocational education of the workers who are carrying out the certified services in car service for increase in their competitiveness in labor market is offered.

Keywords: car service, certification of services, qualification of workers, basic education. the accelerated training, combination of a profession.