Роль исторического сознания молодежи в сохранении культурного наследия городов.

Веселова Мария Николаевна, кандидат культурологи, преподаватель, СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды», Санкт-Петербург, ashamy@mail.ru

Аннотация: Сегодня все более остро ощущается разрыв молодого поколения со своим прошлым, пренебрежительное отношение к своим корням. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примере городов, являющихся носителями древних памятников культуры. Достопримечательные объекты нередко подвергаются халатному отношению или варварскому уничтожению. Восстановление связи с историей, формирование целостного исторического сознания на глубоком уровне позволит сохранить городское наследие и обеспечить уважительное отношение к месту обитания.

Ключевые слова: культурное наследие, город, историческое сознание, историческая память, молодое поколение.

 

Историческое сознание является одной из важнейших составляющих любого народа, социальной группы, индивида. Именно благодаря нему осуществляется связь времен и традиций, поддерживается уважительное отношение к прошлому, сохраняется культурное наследие страны, региона, города.

Однако в современных социально-экономических условиях глубокого ценностного кризиса и скоротечности жизни историческое сознание теряет свою значимость. Особенно остро отчуждение от своего прошлого, недооценка значимости богатого наследия проявляется в городской культуре среди молодежи.  Между тем именно данный социальный слой является носителем и двигателем культурно-исторических смыслов. От него во многом зависит переосмысление достояния прошлого, его трансформация и в то же время сохранение устоявшихся традиций, идей, ценностей.

Потеря среди молодежи связи с историческим сознанием приводит к формированию потребительской психологии, проявляется в ощущениях неполноценности, бесперспективности, разочарованности, дискомфортного существования в городской среде. Это грозит не только физическому уничтожению культурно-исторического наследия городов, но и может привести к глубокому духовному кризису, потере своей культурной самобытности. Как писал В.О. Ключевский: «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — и он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова» [1, С. 29].

Поэтому изучение прошлого, восстановление связи с историей в среде молодежи приобретает сегодня практическое значение, требует привлечения внимания государственных и общественных структур, реализующих стратегию  единой культурной политики, способствующей формированию личной ответственности за наследие своего города.

Для этого в первую очередь необходимо осуществить научное исследование феномена исторического сознания и его сущности.

Под историческим сознанием можно понимать совокупность идей, концепций, взглядов, посредством которых у индивидов, социальных групп, в том числе у молодежи, формируется представление о своем происхождении, национальной принадлежности и своем месте в мире. Через осмысление прошлого опыта каждое поколение обретает понимание настоящего. Как отмечает И.С. Кон историческое сознание – это «осознание обществом, классом, социальной группой своей исторической идентичности, своего положения во времени, связи своего настоящего с прошлым и будущим» [2, С. 15].

Аналогичного мнения при рассмотрении сущности данного феномена придерживается А.Х. Самиев, Ю.А. Левада, Б.Г. Могильницкий, А.И. Панюков, И.А. Гобозов. Они делают акцент на связи исторического сознания с субъектом действия – человеком, который объединяет прошлое, настоящее и будущее в единый поток времени  [5, С. 58]. Усваивая опыт своих предков, молодое поколение учится анализировать прошлое и оценивать современную реальность, принимать решения для своей самореализации.

Исследователь М.Ю. Ширманов, рассматривая историческое сознание как ретроспективное по содержанию явление, определяет сущность данного феномена как социально выработанную форму мышления, способ отражения действительности в мыслях и проявление этого способа в конкретных типах общественного сознания на определенном этапе существования [7, С. 6]. Осмысление исторического сознания на глубоком уровне как элемента духовной жизни способствует систематизации знаний о прошлом, выявлению тенденций и динамики развития во всей его противоречивости и сложности, формулировке некоторых прогнозов, а также приводит к пониманию своей исторической судьбы. Через историческое сознание отражаются представления о культуре народа, страны, города, происходит передача традиций от одного поколения к другому, формируются определенные стереотипы поведения, мышления, закладывается фундамент совместного бытия сообществ, в том числе молодежи.

В этой связи феномен исторического сознания неотделим от понятия исторической памяти своего места обитания. «Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают, напоминают ... ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые включены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Они учат уважению к предкам, чувству долга перед поколениями» [4, С. 22-23].

Историческая память формируется на основе преданий, сказаний, эпоса, народного творчества, представляя собой способность индивида переживать историю как собственную биографию. Иначе говоря, историческая память – это символ, связанный с судьбой народов, социальных групп, отдельных личностей, способствующий поддержанию их традиций, обычаев, богатого наследия.

Историческое сознание наряду с исторической памятью в среде молодежи имеют огромное значение для сохранения достояния древних городов, являющихся полноправными хранителями духовной и материальной культуры. Архитектурные сооружения, памятники изобразительного искусства, этнографии и археологии, городские обряды и церемонии, планировочные решения, наименование улиц и тысячи других реликтов минувших эпох выступают как кодовые программы, постоянно заново генерирующие тексты прошлого. Процесс наслоения культурных традиций присваивает городской среде черты уникальности, определяет ее «историческую глубину». Через постижение и осмысление прошлого своего места обитания у молодого поколения происходит углубленное понимание своего собственного мира, формируется уважительное отношение к достопримечательным объектам. Это дает возможность рассматривать городскую среду как «своеобразную энциклопедию становления культуры, в которой мы можем почерпнуть сведения не только об исторических событиях или исторических персонажах, но и о нас самих. Страницы каменной летописи могут рассказать о том, какими мы были 300 или 800 лет назад, о том, какие перспективы ожидают нас в недалеком будущем» [3, С. 44]. 

Так, историческое сознание служит овеществленной формой человеческого опыта, концентрированным образом истории. С помощью него возможно реконструировать временную «ткань» древнего города, обратиться к памятным местам, событиям и легендам, особенностям древних планировочных и топонимических решений и, в конечном счете, осознать связь современной действительности с прошлым.

 

Конечно, глубоко укоренившиеся традиции, обычаи не всегда оказываются актуальными в подвергающейся изменениям городской среде, открытыми и понятными для молодежи и претерпевают постоянные модификации. Каждое поколение с большей или меньшей радикальностью переосмысливает, обновляет и развивает контекст своего города, вырабатывая новые эталонные образцы, переводя их на современные более актуальные языки и коды и транслируя следующим поколениям в постоянно обновленном виде. С одной стороны, изменения не позволяют городской культуре застаиваться на месте, привнося в нее новые смыслы и аспекты понимания.

 

С другой – недооценка исторического сознания и потеря значимости исторической памяти, особенно среди молодежи, приостанавливает развитие городского пространства и оборачивается халатным отношением к своему наследию. Само строительство современных зданий  нередко становится варварским вмешательством в городскую среду, нарушающим  целостность ее восприятия. Часто новые  районы городов проектируются без учета природного ландшафта. Современные архитектурные ансамбли буквально врываются в естественное окружение, подавляя его и нарушая гармоничную связь с ним. Как отмечал О.А. Швидковский: «Пренебрежение следами истории приводит к появлению своего рода «кладбищу нереализованных возможностей», а именно социальных и эстетических идеалов прошлого, где вместо индивидуального городского пространства формируются хаотические и не вписывающиеся в общий колорит строения [6, С. 45].

 

Познание города с богатым культурным наследием зачастую ограничивается для молодежи его освоением «по необходимости». Древние улицы воспринимаются как маршруты следования, дома и памятники – как объекты назначения. Город представляет интерес лишь «здесь и сейчас» и оценивается с точки зрения комфортности существования в нем. Смыслом и значимостью наделяются только те объекты, которые связаны с событиями собственной биографии. Все остальное не вызывает ни исторических воспоминаний, ни каких-либо ассоциаций. Город становится местом удовлетворения своих потребностей, безличным пространством, лишенным духовности и связи с прошлым. Здесь общеприняты краткосрочность и анонимность межличностных связей, погруженность в условия постоянного напряжения и спешки, теряет значимость привычная система ценностей. В таких условиях важные временные события и периоды воспринимаются без особого осмысления, в отрыве от общего контекста.  

 

Таким образом, сегодня историческое сознание в среде молодежи нередко оказывается лишено целостности и представляет собой лишь переплетение отрывочных знаний, оценок, традиций и обычаев, оставшихся от предшествующих поколений. Оно остается элементарным, в нем нет осмысленного понимания исторического процесса и значимости своего культурного наследия, умения использовать свои знания для анализа конкретных экономических и политических ситуаций.  Поэтому так важно формирование исторического сознания молодого поколения на глубоком уровне в единстве с настоящим и будущим, где учитывается трансформация социально-экономической модели общества, используются объективные оценки исторических явлений, событий и фактов.

 

Ссылки на источники

  1. Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т. 3. – М.: Наука, 1987. – 424 c.

  2. Кон И.С. Проблемы истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки.  Вып. 4. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. – С. 14 -55.

  3. Коробкова Е.Н. Путешествие по улицам, уходящим в вечность // Преподавание истории в школе. – 2003. – №4. – С. 44-48.

  4. Лихачев Д.С. Культура и мы // Огонек. – 1985. – № 36. – С. 22-24.

  5. Неклесса А.И. Трансмутация истории // Вопросы философии. – 2001. – № 3. – С. 58-71.

  6. Швидковский О.А. Многообразие и постоянство красоты // Эстетическая выразительность города / Отв. ред. О.А. Швидковский. – М.: Наука, 1986. – С. 3-45.

  7. Ширманов М.Ю. Историческое сознание общества (философский анализ): Дис. …канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного ун-та, 1983. – 170 с.ъ

 

M.N. Veselova

PhD of Cultural Science, Lecturer, College of St. Petersburg Fashion, Saint Petersburg

 

THE ROLE OF YOUTH’S HISTORICAL CONSCIOUSNESS IN PRESERVING CULTURAL HERITAGE OF TOWNS

 

Abstract: The younger generation’s break with the past as well as the neglect of their roots is more and more acute today. This tendency is clearly manifested in the towns with ancient cultural monuments. Town sights and landmarks often suffer from negligence or barbaric destruction.  Restoring connections with the history and developing a comprehensive historical consciousness at a deep level will make it possible to preserve urban heritage and provide respect for one’s home town.

 

Keywords: cultural heritage, town, historical consciousness, historical memory, the younger generation