Производственная практика в условиях реализации федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования

И.Б. Родина, заведующий производственной практикой бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области  «Омский колледж профессиональных технологий»

В условиях модернизации  российского образования показателем уровня квалификации любого специалиста выступают  профессионализм и компетентность, которые обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и мобильность в динамично изменяющихся условиях и служат важным фактором их социальной  защищенности. В соответствии с ФГОС СПО к образованности специалиста, обучающегося по специальностям 050141 «Физическая культура»,  050148 «Педагогика дополнительного образования», предъявляется ряд требований. При этом обучающийся должен иметь не только научные, практические знания и представления, необходимые для его будущей профессиональной деятельности, но и быть носителем и созидателем  общих и профессиональных компетенций, чтобы  соответствовать современным требованиям  и быть готовым к личностно-профессиональному росту. Для того чтобы  сформировать такие компетенции  должны быть созданы условия,  которые побуждали бы обучающихся к целенаправленному формированию необходимых умений, приобретению практического опыта и   их совершенствованию. В совокупности средств, обеспечивающих разработку новых подходов в модели подготовки будущих педагогов, важнейшее место принадлежит производственной практике, которая проводится  в условиях  максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности.  Между тем,  организация практики студентов встречает ряд трудностей. Они обусловлены, прежде всего, тем, что в ФГОС СПО определена  лишь общая продолжительность практики – 18(27) недель, а такие вопросы как последовательность видов практики, их продолжительность, содержание, формы проведения, критерии оценки деятельности студентов не раскрываются.          Кроме того, в  настоящее время примерные учебные программы, пособия и методические рекомендации, которые определяли бы  принципы, задачи, структуру, содержание и методику проведения педагогической практики по данной специальности, фактически отсутствуют. Выявленные  нами противоречия  позволили  сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические условия реализации ФГОС СПО в совершенствовании  практической подготовки конкурентноспособных специалистов среднего звена?

Describe your image here

Describe your image here

Describe your image here

Опытно-экспериментальная работа началась в 2009-2010 учебном году и продолжается по настоящее время.

1 этап - анализ литературы, различных нормативных и рекомендательных документов; 2 этап - проектирование содержания педагогической практики, включающее в себя моделирование и планирование деятельности субъектов педагогической практик; 3 этап - апробирование модели  учебной/производственной практики в рамках профессиональных модулей.

4 этап - корректировка программ учебной/производственной практики.

 

Концепция производственной (профессиональной) практики в колледже  профессиональных технологий была одной из первых концепций практики, разработанной на основе компетентностного подхода, значение которого в настоящее время становится общепринятым.

 

В соответствии с заданными нормативами, мы поставили перед собой  задачу: разработать модель непрерывной педагогической практики, набор критериев, а также методов и средств диагностики  в рамках освоения профессиональных модулей и с учетом специфики специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования». 

 

При разработке  модели непрерывной педагогической практики особая роль отводится программе каждого вида практики как главному механизму, определяющему содержание, организацию, критерии  и показатели  качества   образования на  производственной практике (Рисунок 1).

Производственная практика имеет  методическое сопровождение, которое выступает как специально организованный и управляемый процесс приобщения студентов  к взаимодействию с наставниками, где обучающиеся получают квалифицированную помощь в формировании ориентационного поля профессионального развития и психолого-педагогическую поддержку. Основным инструментом методического сопровождения являются «Материалы» к практике, разработанные по модели «Портфолио» и выданные обучающимся. «Материалы» представляют собой документы, позволяющие отслеживать, оценивать достижения  обучающихся, и включают все разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения, от индивидуальных планов до проектных работ и результатов по разделам программы.  Все материалы в свободном доступе  размещены на сайте колледжа.

 

Для обеспечения  практической подготовки студентов определены места проведения непрерывной профессиональной практики, заключены Договоры о сотрудничестве с базовыми организациями о проведении практики студентов. В 2004 г. в ОКПТ  проводился социологический опрос с целью определения профессиональных качеств и ключевых компетенций выпускников колледжа в соответствии с требованиями работодателей. Сегодня, практически все участники социологического опроса, являются  социальными партнерами в практической подготовке выпускников колледжа.

 

В сложившейся в колледже системе социального партнерства  важным и достаточно эффективным является  совместная с работодателем разработка учебно-программной, организационно-методической документации  и технологий оценки по освоению  обучающимися общих и профессиональных компетенций. По окончании  каждого вида практики мы проводим анкетирование  студентов и  руководителей практики от организации по выявлению степени удовлетворенности  качеством организации практики и уровнем подготовленности студентов к прохождению практики. Мы считаем, что качество образования включает: качество целей; качество условий работы колледжа; качество процесса образования; качество конечного результата (Рисунок 2).

Контроль и оценка результатов практики осуществляется в двух аспектах: текущий контроль (результаты ежедневной деятельности обучающихся) и итоговая аттестация (результативность практики по уровню освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций). Учет и оценку деятельности студентов осуществляют групповые  руководители в контакте с сотрудниками базовых организаций. Творческой группой преподавателей колледжа разработаны и успешно апробированы оценочные шкалы освоения профессиональных компетенций по основным компонентам педагогической деятельности обучающихся. Оценивание формируемых компетенций осуществляется  по показателям, выраженным в баллах: 0 баллов -  не владеет, 1 балл - элемент деятельности слабо выражен, 2 балла - владеет, 3 балла - владеет в совершенстве. Определяем по формуле  сформированность каждой группы компетенций в процентах. Например, максимальная  сумма баллов  по ПК 3.1. составляет 6.   Сумма баллов, выставленных экспертом- 5.

Соотносим данный показатель с критериями уровня   сформированности профессиональных компетенций:

 

100-75 % -оптимальный уровень (отлично);

74-50%    -допустимый уровень (хорошо);

49-25%    - критический уровень (удовлетворительно);

ниже 25%- недопустимый уровень.

 

На основании  изложенного, можно утверждать, что организационные условия образовательной среды в колледже способствуют формированию профессиональной компетентности и повышению качества подготовки выпускника:

  • разработана модель учебных и производственных видов практики в рамках профессиональных модулей;

  • каждый вид практики  обеспечен учебно-программной и учебно-методической документацией;

  • соблюдены нормативные требования к подбору и расстановке  педагогических кадров (преподавателей практики от колледжа и организаций);

  • осуществляется эффективное взаимодействие с социальными партнерами;

  • определены критерии  оценивания по освоению общих и профессиональных компетенций;

  • реализуется внутренняя и внешняя оценка параметров качества работы  студента-практиканта.

 

В преддверии праздника  дня 8 Марта  хочу от всей души поздравить наших женщин - работников образования  с Международным женским днем!


Желаю Вам крепкого здоровья и обаяния - на радость всем вашим родным и близким!

Пусть чаще вам сопутствуют удача, благополучие, хорошее настроение, радость открытий и творчества, пусть окружают вас внимательные и заботливые мужчины!
 

Литература

  • Федеральный государственный  образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050141 Физическая культура. Утверждён приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 528 от 05 ноября 2009г.

  • Федеральный государственный  образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050141 Физическая культура. Утверждён приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 512 от 05 ноября 2009г.

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва.

  • Бондарева С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. Орел: УНПК, ФСПО, 2012. С.53-55.

  • Григорова В.К., Гринкруг М.А. Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования // Среднее профессиональное образование. 2013.№2.

  • Скамницкая Г.П. Основные критерии и показатели педагогического мониторинга деятельности учебных заведений  среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2013.№11.

  • Шапошникова Т.Л., Романов Д.А., Пастухова И.П. Методические аспекты диагностики сформированности компетенций // Среднее профессиональное образование. 2014.№11.