Непрерывное медицинское образование посредством реализации дополнительных профессиональных программ.

Трипак И.В., Оленина Т.А., преподаватели отдела ДПО ГБПОУ «СМК им Н. Ляпиной», г. Самара

Непрерывное медицинское образование – это образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей профессиональной деятельности. Это дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации.

Образовательные программы повышения квалификации должны быть направлены на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний, умений и навыков с присвоением новой квалификации. Образовательные программы должны быть разработаны по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов, разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования в целях актуализации работниками знаний, умений и навыков с учетом развития медицинской науки и техники.

Мною разработаны две дополнительные профессиональные программы (далее ДПП) трудоемкостью 36 часов: «Профилактические прививки, техника проведения» и «Противоэпидемические мероприятия при особо-опасных инфекциях», которые размещены на сайте ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной».

На сайт вместе с программой размещается паспорт ДПП, в котором отмечается название, трудоемкость, специальность, форма проведения (с отрывом или без отрыва от работы), краткая аннотация.

Хотелось бы обратить внимание на заполнение аннотации. Что такое аннотация? Аннотация – это характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чём говорится в первичном документе. При написании аннотации используется литературный язык, лаконичный, простой и ясный, не используются длинные, сложные предложения. Аннотация не допускает цитирования, основное содержание первоисточника передаѐтся «своими словами». В аннотации указывается, что собой представляет программа, ее внутреннее содержание, для кого она может быть интересна или полезна, необходимо конкретизировать, какие знания будут получены, какие практические навыки будут освоены, чтобы соискатель мог получить четкое понимание, каких результатов обучения он сможет достигнуть по результатам освоения программы.

Далее в паспорте ДПП отмечается, какие формы обучения включены в программу: стажировка, симуляционное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевая форма реализации. В моих программах используется стажировка. Необходимо также отметить трудоемкость, место проведения, руководителя, задачи и описание стажировки и указать компетенции, которые совершенствуются или формируются у специалиста в реальных профессиональных условиях. Стажировка средних медицинских работников осуществляется в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, повышения уровня теоретических и практических знаний в определенном направлении медицинской деятельности.

При разработке дополнительной профессиональной программы указывается:

 

1. Общая характеристика программы.

- Цель реализации программы.

- Планируемые результаты обучения (указать какие будут усовершенствованы общие и профессиональные компетенции).

- Требования к уровню образования слушателя.

- Нормативный срок освоения программы.

- Форма обучения (указывается характеристика квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности).

 

2. Содержание программы.

- Учебный план.

- Календарный учебный график.

- Содержание обучения (в разделе стажировки указать все необходимые умения).

 

3. Требования к освоению программы.

- Формы промежуточной и итоговой аттестации.

- Контроль и оценка результатов освоения.

- Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы.

 

4. Требования к условиям реализации программы.

- Требования к кадровому обеспечению программы.

- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы.

- Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой.

 

Медицина является одной из наиболее прогрессирующих отраслей науки и бизнеса, поэтому к специалистам выдвигаются действительно очень высокие требования – сомневаться в необходимости постоянного самосовершенствования не приходится ни на минуту. Современное развитие медицинской науки и техники, внедрение новых и сложных методов диагностики и лечения пациентов требуют от среднего медицинского персонала высокого качества профессиональной подготовки и постоянного повышения квалификации. При настоящем развитии сестринского дела в здравоохранении формула - «Образование на всю жизнь» должна быть заменена другой - «Образование через всю жизнь».

Формирование конкурентной среды для реализации инновационных образовательных программ и повышения качества образовательного продукта, предлагаемого учреждениями последипломного образования должно обеспечивать маневренность образовательных программ (возможность изменения впоследствии образовательной траектории, обучения одновременно на двух и более программах в разных областях), гарантировать преемственность образовательных программ (окончание одной образовательной программы должно «стыковаться» с поступлением на другую программу). Данный принцип государственной политики в сфере образования направлен, в конечном счете, на повышение качества образовательных услуг.

В то же время, параметры, которые предполагает новая система – зачетные единицы, модульность, сочетаемость, признание - при их разумном использовании могут привести к здравому оживлению в образовательной сфере. Но позитивные результаты возможны только в том случае, если модернизация будет осуществляться руками опытнейших людей, подлинно заинтересованных в функционировании системы в новом качестве.

Степень конкурентоспособности участников современного рынка образовательных следующих показателей определяется следующими показателями:

-полнота и оригинальность учебных планов,

-универсальность учебно-методического обеспечения,

-эффективность применения технологий обучения,

-степень постоянного саморазвития кадров,

-уровень профессиональной компетенции выпускников и интереса к ним со стороны работодателей,

-объем продаж образовательных услуг,

то есть материальное обеспечение учебного и научного процесса и многие другие.

 

Конкурентные преимущества и недостатки оцениваются в процессе сравнения образовательных учреждений в условиях конкретного рынка и определенного времени.

Нормативно- правовая основа:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

3.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294;

5.Приказ МЗ РФ № 926 от 21.11.2017 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического в Российской Федерации на период до 2021 года»

6.Приказ Минздрава России N 334н от 02.06.2016 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (с изменениями на 26.04.2018)