Дискуссионный блокнот по теме выпускной квалификационной работы: «Дистанционное обучение как ресурс развития постдипломного образования педагогических кадров в условиях цифровизации общества»

Корепанова В.В., студент Института педагогики «Образование взрослых» РГПУ им. А. И. Герцена

 «Педагог живёт до тех пор, пока учится сам»

К.Д. Ушинский

Активная динамика развития общества и внедрение во все сферы жизнедеятельности новых информационно-коммуникационных технологий провоцируют серьезные изменения и в системе постдипломного образования педагогических кадров. Образовательная деятельность все больше приобретает черты цифровизованной[1] и технотронной.

 

[1] В викисловаре содержание понятия «цифровизация» определяется как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [1]. «В образовании цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т. н. life-long-learning — обучение в течении жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learningtechnologies — технологий продвинутого обучения. Устоявшегося определения этого термина пока нет, но в него включают использование в обучении больших данных о процессе освоения отдельным учащимся отдельных дисциплин и во многом автоматической адаптации учебного процесса на их основе; использование виртуализации, дополненной реальности и облачных вычислений и многие другие технологии» [2, с. 108].

 

Для обеспечения повышения результативности и высокого качества образовательного процесса, современному педагогу необходимо быть готовым к постоянному совершенствованию и развитию. Учитель не просто должен успевать за прогрессом в науке, технике, информации: современные реалии диктуют необходимость опережения этого прогресса в своем профессиональном росте.  На сегодняшний день применение только традиционных методов обучения теряет свою актуальность, так как это не может обеспечить полноценную подготовку специалиста в области образования, который сможет обладать теми качествами и компетенциями, которых требует современное государство и общество. Поэтому повышение профессиональной квалификации педагогов должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной среды, включающей в себя использование цифровых технологий, форм и методов обучения педагогов.

Одной из таких технологий является дистанционное обучение, отличительной чертой которого является взаимодействие обучающегося и преподавателя независимо от места их нахождения с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Системы дистанционного образования дают сегодня равные возможности всем людям независимо от социального положения в любых районах страны и за рубежом реализовать право человека на образование и получение информации. Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка.

Очевидным достоинством дистанционного образования является его доступность и возможность построения индивидуального маршрута обучения в информационной среде, в наиболее удобном и комфортном для обучающихся режиме. Организация дистанционного обучения в контексте постдипломного образования педагогов позволяет выйти за рамки формального образования, что безусловно способствует развитию активности и самоорганизации обучающихся, овладению новыми ИКТ-компетенциями, усилению практической значимости образовательного процесса и укреплению положительной психологической установки на обучение.

Нельзя сказать, что данная технология является новой для отечественного образования. Тем не менее до недавнего времени внедрение дистанционных технологий в систему повышения квалификации и постдипломного образования педагогов осуществлялось крайне низкими темпами. Однако востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом и на сегодняшний день технология дистанционного обучения выступает одним из эффективных направлений совершенствования профессионализма педагога, этим обусловлена актуальность исследования темы.

Для изучения дистанционного обучения, как ресурса развития постдипломного образования педагогических кадров в условиях цифровизации общества, мной были выделены следующие темы:

  1. Особенности и преимущества дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогических кадров

  2. Перспективы развития дистанционного обучения.

 

Особенности и преимущества дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогических кадров

В условиях развития процессов информатизации образования дистанционные технологии позволяют сделать процесс обучения педагогов более гибким, удобным и практико-ориентированным. Тематика курсов дистанционного обучения определяется с учетом образовательных потребностей слушателей. Спектр дистанционных образовательных услуг развивается по программам, напрямую связанным с приоритетными направлениями модернизации системы образования: подготовка работников образования к единому государственному экзамену; углубление предметных знаний педагогов; развитие системы педагогической деятельности с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями на основе использования дистанционных технологий; формирование информационно-коммуникационной компетентности специалистов системы образования в условиях совершенствования учебно-информационной среды и т.д.

Специалистом в области повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров К. А. Каримовым[1] были определены следующие особенности дистанционного обучения:

[1] Каримов, К. А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов / К. А. Каримов, К. Т. Уматалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5599/

  • Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. 

  • Модульность: обучение строится по отдельным модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим различные виды и формы обучения. В последствии из них возможно формирование единого содержания обучения.

  • Новая роль преподавателя: основная функция преподавателя в дистанционном обучении консультационно-координирующая на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

  • Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные - работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

  • Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного образования являются средства информационной коммуникации и их транспортная основа.

  • Параллельность: обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.

  • Дальнодействие: расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

  • Асинхронность: в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

  • Охват: эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.

  • Диалогичность: обратная связь между преподавателем и обучаемым.

  • Возможность интеграции как с другими образовательными учреждениями, так и выход на международный уровень (международная интеграция).

  • Непрерывность: возможность непрерывного получения образования.

 

Перечисленные особенности определяют следующие преимущества дистанционного обучения перед другими формами обучения:

  • высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с традиционными формами обучения;

  • сокращение сроков обучения;

  • экономическая выгода;

  • доступность для всех категорий, в том числе обучающихся, имеющих ограниченные возможности;

  • возможность использовать неограниченное количество источников получения информации;

  •  использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними;

  • обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует снятию эмоционального напряжения.

 

  1. Недостатки, риски дистанционного обучения.

Опираясь на мнение профессора Московского Института психологии и педагогики образования С. Ю. Степанова, помимо широкого спектра преимуществ дистанционное обучение имеет и ряд отрицательных факторов и рисков. Ключевым недостатком дистанционного образования С. Ю. Степанов считает отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся, что порождает следующие проблемы: отсутствие целостного восприятия материала; снижение возможности общения и совместного размышления. Отмечается также и проблема идентификации пользователя. К негативным сторонам дистанционного обучения также можно отнести и то, что большую часть учебного материала обучающийся должен освоить самостоятельно, что увеличивает риск неадекватности его усилий и некачественного обучения. Недостатком системы отечественного дистанционного обучения является дефицит хорошего электронного контента, а также проблема плагиата и несоблюдения авторских прав на методические элементы образовательной среды.[1]

Кроме того, главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационно-коммуникационными технологиями, что не всегда возможно, особенно в среди педагогов старшей возрастной категории.

 

Дискуссионный вопрос:

Какие еще недостатки дистанционного обучения можно выделить?

 

  1. Отношение и готовность педагогов обучаться дистанционно.

На основе теоретического анализа литературы и исследований можно наблюдать, что

педагоги 20–35 лет видят значительные преимущества в использовании дистанционных образовательных технологий в системе постдипломного образования. Эта возрастная группа открыта для получения нового опыта. Преподаватели 36–50 лет также видят преимущества в использовании дистанционных образовательных форм. И хотя они не получают удовольствия от обучения за компьютером, видят ценность внедрения данной технологии в осуществлении возможностей повышения квалификации. Педагоги старше 50 лет не видят преимущества в использовании дистанционного обучения, зачастую можно увидеть негативную реакцию.

 

Дискуссионный вопрос:

С помощью каких методов можно изменить отношение педагогов «третьего» возраста к дистанционному обучению?

 

Перспективы развития дистанционного образования.

 

Как было сказано ранее, наступила эра информатизации и цифровизации. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Развитие дистанционного образования в ближайшем будущем (20−30 лет) будет связано, с точки зрения С. Ю. Степанова, с дальнейшим совершенствованием технических и технологических средств и форм обучения. Другим трендом в контексте этого периода развития дистанционного образования будет его сращивание с экспертно-аналитическими и консультативно-тьюторскими системами. Это приведет к тому, что long life образование (обучение в течение всей жизни) возможностью получения образовательной услуги в любой момент жизни человека по его первому желанию или требованию.

Развитие дистанционного образования в среднесрочной перспективе (30−50 лет) будет обуславливаться прогрессом в области разработок искусственного интеллекта, роботизированных и виртуально-сетевых систем. На их основе будут созданы образовательные ресурсы способные за достаточно короткий срок обеспечить формирование необходимых знаний и умений, а также развитие уникальных способностей и компетентностей. Такие программы будут особенно востребованы для тех, кто по тем или иным причинам отстал от своих коллег в темпе образования. Прототипом таких ресурсов на сегодняшний день является практика репетиторства. Ещё одни образовательные ресурсы, позволят в будущем построить обучающие тренажеры, которые будут развивать сложные комплексы профессиональных компетентностей. Также будут созданы образовательные дистанционные ресурсы, построенные на принципах игрового и соревновательного взаимодействия с обширными мотивационными и инструментальными возможностями вовлечения участников в образовательный процесс. Еще одна модель ДО будущего – образовательные ресурсы, позволяющие обучающему удаленно за счет виртуально-сетевых и 3D-технологий входить в персональное пространство обучаемого и проводить занятия с ним либо в виде голографического субъекта, либо в виде робота-наставника.

Долгосрочная перспектива развития дистанционного образования (50-100 лет) предполагает включение в свою ресурсную базу психо-медикогенетических средств, таких как имплантация в нейропсихические и соматические структуры человека чипированных образовательных программ и пр. Создание подобных технологий будет знаменовать собой генно-технотронный этап развития дистанционного образования. В недрах дистанционного образования будут созданы образовательные программы нацеленные на обеспечение человека какими-либо конкретными компетентностями, вторые помогут ему получить целостную систему метакомпетенций, определяющих горизонты его личностных и профессиональных возможностей развития и творческой самореализации.

На сегодняшний день развитие современных технологий дистанционного образования в системе постдипломного образования педагогов требует подготовки профессионалов будущего.

 

  1. Дистанционно-образовательные платформы.

В связи с тенденциями развития общества происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого каждому человеку. В связи с этим смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования является приоритетной. Говоря о дистанционном обучении, следует упомянуть всевозможные электронные источники информации: виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и пр.

В настоящее время при реализации дистанционных образовательных технологий обычно используются два технологических решения: дистанционные курсы на базе систем дистанционного обучения, дистанционные семинары-вебинары[2].

Системы дистанционного обучения – это программный комплекс, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучающегося, учебного контента и преподавателя.  Наиболее популярной в мире и в России системой дистанционного обучения в настоящее время является система Moodle, которая включает в себя средства для разработки дистанционных курсов.  Акроним Moodle образован из начальных букв названия: Modular Object‐Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно‐ориентированная динамическая учебная среда)».

Система дистанционного  обучения  Moodle  является  бесплатной, простой,  легкой,  эффективной,  предъявляет  невысокие  требования  к  браузеру; в списке курсов, размещенных в системе  дистанционного  обучения  Moodle,  содержится описание для каждого курса; дистанционные  курсы  могут  быть  распределены по категориям:  –  возможен поиск по дистанционным курсам; особое  внимание  уделено  высокому  уровню безопасности системы; материалы  курсов  (ресурсы и элементы  курса)  могут  быть  отредактированы  с  помощью встроенного редактора.  Система Moodle, таким образом, обладает широки спектром возможностей. Но ее изолированное использование не всегда позволяет достичь оптимальных результатов. Система, в частности, реализует только виртуальные коммуникации (форум и чат), не позволяет организовать совместную работу в сети, не обладает широким спектром возможностей для осуществления рефлексии. 

Хорошим дополнением к системе Moodle в системе постдипломного образования педагогических кадров являются сетевые семинары – вебинары.  «Онлайн‐семинар (вебинар, англ. webinar) – разновидность веб‐конференции, проведение онлайн‐встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб‐конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб‐приложение» [3].  Отдельно хочется отметить системы, предназначенные для краткосрочного дистанционного обучения в виде конференций, вебинаров и тренингов, к примеру ZOOM и Mirapolis.

Еще одно технологическое решение, которое позволяет расширить возможности дистанционных образовательных технологий, – это сетевые сервисы Google.[4] «Кроме обычного поиска система Google предлагает ряд сервисов и инструментов для различных нужд.  Большинство из них – веб‐приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет‐подключения.  Возможности дистанционного обучения наиболее оптимально позволяют реализовать документы Google и сайты Google. 

Таким образом, в системе повышения профессиональной квалификации педагогов, оптимальным технологическим решением в использовании дистанционных образовательных технологий является проведение вебинаров, курсов на базе систем дистанционного обучения и сетевых материалов на основе сервисов Google.  Следует отметить и то, что любая выбранная для организации дистанционного обучения платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к потребностям обучающихся и умения использовать все существующие возможности и функции системы.

 

Дискуссионный вопрос:

Какие еще дистанционные платформы можно использовать в постдипломном образовании педагогов?

 

2. Эффективно ли дистанционного образование в системе постдипломного образования педагогов?

На современном этапе очень важно, чтобы информационный материал, который является обязательным элементом любого дистанционного курса, был представлен не в готовом, а в проблемном виде. Более простой путь – дать слушателям всю готовую информацию, тщательно отобранную и отсортированную преподавателем. Но более сложная задача – организовать работу слушателей над структурированием и систематизацией материала, оценкой достоверности информации.  Эффективность использования дистанционных форм обучения будет достигаться только с условием использования современных образовательных методик и технологий, исключая репродуктивную модель подачи учебного материала. Безусловно, дистанционные образовательные технологии играют важную роль в системе постдипломного образования педагогов на современном этапе и у этого направления есть будущее, при соблюдении вышеупомянутых условий.

 

Дискуссионный вопрос:

Есть ли будущее у дистанционного обучения?

 

Список источников:

  1. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. – Электрон. дан. – URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация. − (дата обращения 29.09.2020).

  2. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, техноло- гии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России.− 2018. − № 8 − С. 107−113.

  3. Каримов, К. А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов / К. А. Каримов, К. Т. Уматалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5599/

  4. Степанов С.Ю. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ // Непрерывное образование: XXI век. М. 2018

  5. Лебедева М. Б., Семенова Т. В. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ// Человек и образование: Санкт-Петербург. 2013

  6. Онлайн‐семинар // Википедия: свобод.  энцикл.  [Электронный ресурс].  – URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн‐семинар/

  7. Список сервисов и инструментов Google // Википедия: свобод.  энцикл.  [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/  wiki/Список  сервисов  и  инструментов  Google/ 

  8. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. [Текст] /М. Т. Громкова//. - М., 2005.

  9. Варганова И.В. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников // Образование. Педагогические науки. - № 23 (199). - 2010.

  10. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 146 с.

 

[1] Степанов С.Ю. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ // Непрерывное образование: XXI век. М. 2018

[2] Лебедева М. Б., Семенова Т. В. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ// Человек и образование: Санкт-Петербург. 2013

[3] Онлайн‐семинар // Википедия. Свобод. энцикл. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн‐семинар/  (дата обращения 30.09.2020) 

[4] Список сервисов и инструментов Google // Википедия: свобод.  энцикл.  [Электронный ресурс].  – URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Список сервисов и инструментов Google/ (дата обращения 27.09.2020)