Научно-методический Интернет-журнал "Наука и метод" ISSN 2414-4908 ЭЛ №ФС 77–62993 от 4 сентября 2015 года
16+
E-mail: Learningmethod@mail.ru Tel./fax:+7 (381) 2 490-633
Дискуссионный блокнот по теме выпускной квалификационной работы: «Дистанционное обучение как ресурс развития постдипломного образования педагогических кадров в условиях цифровизации общества»
Корепанова В.В., студент Института педагогики «Образование взрослых» РГПУ им. А. И. Герцена
«Педагог живёт до тех пор, пока учится сам»
К.Д. Ушинский
Активная динамика развития общества и внедрение во все сферы жизнедеятельности новых информационно-коммуникационных технологий провоцируют серьезные изменения и в системе постдипломного образования педагогических кадров. Образовательная деятельность все больше приобретает черты цифровизованной[1] и технотронной.
[1] В викисловаре содержание понятия «цифровизация» определяется как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [1]. «В образовании цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т. н. life-long-learning — обучение в течении жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learningtechnologies — технологий продвинутого обучения. Устоявшегося определения этого термина пока нет, но в него включают использование в обучении больших данных о процессе освоения отдельным учащимся отдельных дисциплин и во многом автоматической адаптации учебного процесса на их основе; использование виртуализации, дополненной реальности и облачных вычислений и многие другие технологии» [2, с. 108].
Для обеспечения повышения результативности и высокого качества образовательного процесса, современному педагогу необходимо быть готовым к постоянному совершенствованию и развитию. Учитель не просто должен успевать за прогрессом в науке, технике, информации: современные реалии диктуют необходимость опережения этого прогресса в своем профессиональном росте. На сегодняшний день применение только традиционных методов обучения теряет свою актуальность, так как это не может обеспечить полноценную подготовку специалиста в области образования, который сможет обладать теми качествами и компетенциями, которых требует современное государство и общество. Поэтому повышение профессиональной квалификации педагогов должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной среды, включающей в себя использование цифровых технологий, форм и методов обучения педагогов.
Одной из таких технологий является дистанционное обучение, отличительной чертой которого является взаимодействие обучающегося и преподавателя независимо от места их нахождения с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Системы дистанционного образования дают сегодня равные возможности всем людям независимо от социального положения в любых районах страны и за рубежом реализовать право человека на образование и получение информации. Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка.
Очевидным достоинством дистанционного образования является его доступность и возможность построения индивидуального маршрута обучения в информационной среде, в наиболее удобном и комфортном для обучающихся режиме. Организация дистанционного обучения в контексте постдипломного образования педагогов позволяет выйти за рамки формального образования, что безусловно способствует развитию активности и самоорганизации обучающихся, овладению новыми ИКТ-компетенциями, усилению практической значимости образовательного процесса и укреплению положительной психологической установки на обучение.
Нельзя сказать, что данная технология является новой для отечественного образования. Тем не менее до недавнего времени внедрение дистанционных технологий в систему повышения квалификации и постдипломного образования педагогов осуществлялось крайне низкими темпами. Однако востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом и на сегодняшний день технология дистанционного обучения выступает одним из эффективных направлений совершенствования профессионализма педагога, этим обусловлена актуальность исследования темы.
Для изучения дистанционного обучения, как ресурса развития постдипломного образования педагогических кадров в условиях цифровизации общества, мной были выделены следующие темы:
-
Особенности и преимущества дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогических кадров
-
Перспективы развития дистанционного обучения.
Особенности и преимущества дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогических кадров
В условиях развития процессов информатизации образования дистанционные технологии позволяют сделать процесс обучения педагогов более гибким, удобным и практико-ориентированным. Тематика курсов дистанционного обучения определяется с учетом образовательных потребностей слушателей. Спектр дистанционных образовательных услуг развивается по программам, напрямую связанным с приоритетными направлениями модернизации системы образования: подготовка работников образования к единому государственному экзамену; углубление предметных знаний педагогов; развитие системы педагогической деятельности с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями на основе использования дистанционных технологий; формирование информационно-коммуникационной компетентности специалистов системы образования в условиях совершенствования учебно-информационной среды и т.д.
Специалистом в области повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров К. А. Каримовым[1] были определены следующие особенности дистанционного обучения:
[1] Каримов, К. А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов / К. А. Каримов, К. Т. Уматалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5599/
-
Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.
-
Модульность: обучение строится по отдельным модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим различные виды и формы обучения. В последствии из них возможно формирование единого содержания обучения.
-
Новая роль преподавателя: основная функция преподавателя в дистанционном обучении консультационно-координирующая на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
-
Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные - работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.
-
Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного образования являются средства информационной коммуникации и их транспортная основа.
-
Параллельность: обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.
-
Дальнодействие: расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
-
Асинхронность: в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
-
Охват: эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
-
Диалогичность: обратная связь между преподавателем и обучаемым.
-
Возможность интеграции как с другими образовательными учреждениями, так и выход на международный уровень (международная интеграция).
-
Непрерывность: возможность непрерывного получения образования.
Перечисленные особенности определяют следующие преимущества дистанционного обучения перед другими формами обучения:
-
высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с традиционными формами обучения;
-
сокращение сроков обучения;
-
экономическая выгода;
-
доступность для всех категорий, в том числе обучающихся, имеющих ограниченные возможности;
-
возможность использовать неограниченное количество источников получения информации;
-
использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними;
-
обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует снятию эмоционального напряжения.
-
Недостатки, риски дистанционного обучения.
Опираясь на мнение профессора Московского Института психологии и педагогики образования С. Ю. Степанова, помимо широкого спектра преимуществ дистанционное обучение имеет и ряд отрицательных факторов и рисков. Ключевым недостатком дистанционного образования С. Ю. Степанов считает отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся, что порождает следующие проблемы: отсутствие целостного восприятия материала; снижение возможности общения и совместного размышления. Отмечается также и проблема идентификации пользователя. К негативным сторонам дистанционного обучения также можно отнести и то, что большую часть учебного материала обучающийся должен освоить самостоятельно, что увеличивает риск неадекватности его усилий и некачественного обучения. Недостатком системы отечественного дистанционного обучения является дефицит хорошего электронного контента, а также проблема плагиата и несоблюдения авторских прав на методические элементы образовательной среды.[1]
Кроме того, главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационно-коммуникационными технологиями, что не всегда возможно, особенно в среди педагогов старшей возрастной категории.
Дискуссионный вопрос:
Какие еще недостатки дистанционного обучения можно выделить?
-
Отношение и готовность педагогов обучаться дистанционно.
На основе теоретического анализа литературы и исследований можно наблюдать, что
педагоги 20–35 лет видят значительные преимущества в использовании дистанционных образовательных технологий в системе постдипломного образования. Эта возрастная группа открыта для получения нового опыта. Преподаватели 36–50 лет также видят преимущества в использовании дистанционных образовательных форм. И хотя они не получают удовольствия от обучения за компьютером, видят ценность внедрения данной технологии в осуществлении возможностей повышения квалификации. Педагоги старше 50 лет не видят преимущества в использовании дистанционного обучения, зачастую можно увидеть негативную реакцию.
Дискуссионный вопрос:
С помощью каких методов можно изменить отношение педагогов «третьего» возраста к дистанционному обучению?
Перспективы развития дистанционного образования.
Как было сказано ранее, наступила эра информатизации и цифровизации. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Развитие дистанционного образования в ближайшем будущем (20−30 лет) будет связано, с точки зрения С. Ю. Степанова, с дальнейшим совершенствованием технических и технологических средств и форм обучения. Другим трендом в контексте этого периода развития дистанционного образования будет его сращивание с экспертно-аналитическими и консультативно-тьюторскими системами. Это приведет к тому, что long life образование (обучение в течение всей жизни) возможностью получения образовательной услуги в любой момент жизни человека по его первому желанию или требованию.
Развитие дистанционного образования в среднесрочной перспективе (30−50 лет) будет обуславливаться прогрессом в области разработок искусственного интеллекта, роботизированных и виртуально-сетевых систем. На их основе будут созданы образовательные ресурсы способные за достаточно короткий срок обеспечить формирование необходимых знаний и умений, а также развитие уникальных способностей и компетентностей. Такие программы будут особенно востребованы для тех, кто по тем или иным причинам отстал от своих коллег в темпе образования. Прототипом таких ресурсов на сегодняшний день является практика репетиторства. Ещё одни образовательные ресурсы, позволят в будущем построить обучающие тренажеры, которые будут развивать сложные комплексы профессиональных компетентностей. Также будут созданы образовательные дистанционные ресурсы, построенные на принципах игрового и соревновательного взаимодействия с обширными мотивационными и инструментальными возможностями вовлечения участников в образовательный процесс. Еще одна модель ДО будущего – образовательные ресурсы, позволяющие обучающему удаленно за счет виртуально-сетевых и 3D-технологий входить в персональное пространство обучаемого и проводить занятия с ним либо в виде голографического субъекта, либо в виде робота-наставника.
Долгосрочная перспектива развития дистанционного образования (50-100 лет) предполагает включение в свою ресурсную базу психо-медикогенетических средств, таких как имплантация в нейропсихические и соматические структуры человека чипированных образовательных программ и пр. Создание подобных технологий будет знаменовать собой генно-технотронный этап развития дистанционного образования. В недрах дистанционного образования будут созданы образовательные программы нацеленные на обеспечение человека какими-либо конкретными компетентностями, вторые помогут ему получить целостную систему метакомпетенций, определяющих горизонты его личностных и профессиональных возможностей развития и творческой самореализации.
На сегодняшний день развитие современных технологий дистанционного образования в системе постдипломного образования педагогов требует подготовки профессионалов будущего.
-
Дистанционно-образовательные платформы.
В связи с тенденциями развития общества происходит постоянное увеличение минимального объема знаний, необходимого каждому человеку. В связи с этим смена информационно-репродуктивного подхода в системе образования является приоритетной. Говоря о дистанционном обучении, следует упомянуть всевозможные электронные источники информации: виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и пр.
В настоящее время при реализации дистанционных образовательных технологий обычно используются два технологических решения: дистанционные курсы на базе систем дистанционного обучения, дистанционные семинары-вебинары[2].
Системы дистанционного обучения – это программный комплекс, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучающегося, учебного контента и преподавателя. Наиболее популярной в мире и в России системой дистанционного обучения в настоящее время является система Moodle, которая включает в себя средства для разработки дистанционных курсов. Акроним Moodle образован из начальных букв названия: Modular Object‐Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно‐ориентированная динамическая учебная среда)».
Система дистанционного обучения Moodle является бесплатной, простой, легкой, эффективной, предъявляет невысокие требования к браузеру; в списке курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса; дистанционные курсы могут быть распределены по категориям: – возможен поиск по дистанционным курсам; особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы; материалы курсов (ресурсы и элементы курса) могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора. Система Moodle, таким образом, обладает широки спектром возможностей. Но ее изолированное использование не всегда позволяет достичь оптимальных результатов. Система, в частности, реализует только виртуальные коммуникации (форум и чат), не позволяет организовать совместную работу в сети, не обладает широким спектром возможностей для осуществления рефлексии.
Хорошим дополнением к системе Moodle в системе постдипломного образования педагогических кадров являются сетевые семинары – вебинары. «Онлайн‐семинар (вебинар, англ. webinar) – разновидность веб‐конференции, проведение онлайн‐встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб‐конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб‐приложение» [3]. Отдельно хочется отметить системы, предназначенные для краткосрочного дистанционного обучения в виде конференций, вебинаров и тренингов, к примеру ZOOM и Mirapolis.
Еще одно технологическое решение, которое позволяет расширить возможности дистанционных образовательных технологий, – это сетевые сервисы Google.[4] «Кроме обычного поиска система Google предлагает ряд сервисов и инструментов для различных нужд. Большинство из них – веб‐приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет‐подключения. Возможности дистанционного обучения наиболее оптимально позволяют реализовать документы Google и сайты Google.
Таким образом, в системе повышения профессиональной квалификации педагогов, оптимальным технологическим решением в использовании дистанционных образовательных технологий является проведение вебинаров, курсов на базе систем дистанционного обучения и сетевых материалов на основе сервисов Google. Следует отметить и то, что любая выбранная для организации дистанционного обучения платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к потребностям обучающихся и умения использовать все существующие возможности и функции системы.
Дискуссионный вопрос:
Какие еще дистанционные платформы можно использовать в постдипломном образовании педагогов?
2. Эффективно ли дистанционного образование в системе постдипломного образования педагогов?
На современном этапе очень важно, чтобы информационный материал, который является обязательным элементом любого дистанционного курса, был представлен не в готовом, а в проблемном виде. Более простой путь – дать слушателям всю готовую информацию, тщательно отобранную и отсортированную преподавателем. Но более сложная задача – организовать работу слушателей над структурированием и систематизацией материала, оценкой достоверности информации. Эффективность использования дистанционных форм обучения будет достигаться только с условием использования современных образовательных методик и технологий, исключая репродуктивную модель подачи учебного материала. Безусловно, дистанционные образовательные технологии играют важную роль в системе постдипломного образования педагогов на современном этапе и у этого направления есть будущее, при соблюдении вышеупомянутых условий.
Дискуссионный вопрос:
Есть ли будущее у дистанционного обучения?
Список источников:
-
Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. – Электрон. дан. – URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация. − (дата обращения 29.09.2020).
-
Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, техноло- гии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России.− 2018. − № 8 − С. 107−113.
-
Каримов, К. А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов / К. А. Каримов, К. Т. Уматалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5599/
-
Степанов С.Ю. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ // Непрерывное образование: XXI век. М. 2018
-
Лебедева М. Б., Семенова Т. В. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ// Человек и образование: Санкт-Петербург. 2013
-
Онлайн‐семинар // Википедия: свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн‐семинар/
-
Список сервисов и инструментов Google // Википедия: свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Список сервисов и инструментов Google/
-
Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. [Текст] /М. Т. Громкова//. - М., 2005.
-
Варганова И.В. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников // Образование. Педагогические науки. - № 23 (199). - 2010.
-
Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 146 с.
[1] Степанов С.Ю. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ // Непрерывное образование: XXI век. М. 2018
[2] Лебедева М. Б., Семенова Т. В. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ// Человек и образование: Санкт-Петербург. 2013
[3] Онлайн‐семинар // Википедия. Свобод. энцикл. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн‐семинар/ (дата обращения 30.09.2020)
[4] Список сервисов и инструментов Google // Википедия: свобод. энцикл. [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Список сервисов и инструментов Google/ (дата обращения 27.09.2020)