Непрерывное образование – основа развития личности в современном обществе

Шахмарова Р.Р., Кандидат педагогических наук, Омский государственный педагогический университет (филиал) в г. Таре

Аннотация

Обоснована актуальность непрерывного образования для развития личности на современном этапе развития общества. Проведен краткий исторический обзор на выявление “точек отчета” идеи непрерывного образования. Исследованы определяющие факторы развития современной отечественной педагогической науки в соответствии с основными принципами образовательной политики и Концепцией непрерывного образования взрослых на период до 2025 г. Выявлена роль образования длиною в жизнь для развития личности и реализации его потенциала, как профессионального, так и личностного.

Ключевое значение в XXI веке приобретает идея “образование длиною в жизнь”, отвечающая на вызов быстроменяющегося актуального мира. Трансформации обусловлены социальными, политическими, экономическими и культурными факторами. Исследования, проведенные социологами, констатируют, что в современном информационном обществе происходят изменения ценностных установок и на первый план в рейтинге индивидуальных ценностей выходят знания, опыт и возможность их получения в любом возрасте [8, С. 4].

Потребность возобновить образование, повысить профессиональную компетенцию возникает в случае столкновения с нововведениями в профессиональной и личной жизни. Учитывая глобальность происходящих изменений, внедрение новых технологий во все сферы жизни  приходит понимание необходимости непрерывного образования (далее НОбр) как условия полноценного инновационного развития общества, основу успеха каждого индивидуума.

Анализ теоретических источников [2], [3, С. 125], [7], [10, С 23] показал, что на сегодняшний день нет единого подхода к трактовке данного понятия, что вполне закономерно, как любое актуализированное понятие, имеющее историческую перспективу, НОбр не может иметь однозначной трактовки и одномоментной научной дефиниции.

В контексте данного исследования, по определению С.В. Меркуловой,  непрерывное образование – “это новый способ деятельности, целью которого является процесс целостного формирования личности, поступательного обогащения ее творческого потенциала, постоянного развития способностей” [4, С. 129].

Как отмечает А.Д. Чорная [9], “государство и общество определяют НОбр как основу социальной политики, обеспечивающей подходящие условия для развития человека, как его общей культуры, так и профессионального роста, как условие развития общественного производства”.

Выше сказанное определяет необходимость и значимость непрерывного обучения в формировании образованной, успешной личности, для ее самосовершенствования, раскрытия собственного потенциала и повышения конкурентоспособности.

О востребованности идеи НОбр в наше время в мировом масштабе, как о ключевой, свидетельствуют материалы доклада Института обучения в течение всей жизни “Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии”. (ЮНЕСКО, 2014 г) [6] и доклада “Обучение в течение всей жизни для взрослых” Организации по международному сотрудничеству и развитию (2013 г.) [5].

Учитывая этапы развития отечественного НОбр, можем утверждать о его новизне для педагогики нашей страны. Вместе с тем, в зарубежной практике накоплен определенный положительный опыт интеграции теории и практических действий ее воплощения, т.к именно зарубежными научными школами разработана концепции НОбр, выявлены ее теоретические основы и накоплен опыт практической реализации.

Краткий исторический обзор зарождения, становления и развития идеи НОбр свидетельствует о том, что в ее основе труды исследователей разных эпох. Как отмечают авторы [7], истоки НОбр уходят глубоко в историю – в философию Древнего мира –  к Конфуцию, Сенеки, Аристотелю, Сократу, Платону и др. Ян Амос Коменский признан основателем представлений о НОбр сегодняшнего дня, так как в рассуждениях гениального педагога того периода присутствуют мысли, впоследствии переросшие в идею НОбр. Следует отметить, что единое мнение исследователей по вопросу точной даты, события и персоналии, которые рассматривались бы на международном уровне как отправная точка в формировании современного понимания НОбр, на сегодня отсутствует. В отдельных источниках [10] родоначальником современной трактовки данного понятия рассматривают Бейзила Йексли (Basil Yeaxlee, 1929 г., “Образование в течение жизни”), другие основоположником  считают Эдуарда Линдемана (Eduard Lindeman), так как в 1926 г. вышла в свет его работа “Значение образования для взрослых”. Многие исследователи сходятся во мнении, что концептуальное  обоснование идеи состоялось в 1965 г. на конференции ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком гуманитарного образования П. Ленграндом [2].

В XXI веке идея НОбр находит новые пути реализации, используя правительственную и межгосударственную поддержку. Основными определяющими факторами развития современной отечественной педагогической науки и основными принципами образовательной политики являются следующие:

  • нахождениеновых ориентиров  не только в педагогике, но и в мировоззрении сегодняшнего  человека в целом;

  • приоритетность для образовательной системы – воспитание индивидуума, способного мыслить по-новому, системно, творчески в соответствии с запросами современного мультикультурного общества, осознавать все многообразие и , одновременно, единство общества;

  • переосмысление понятий самоактуализации личности, саморазвития и самообразования.

 

В результате изучения и обобщения лучших традиций зарубежного опыта НОбр в России разработана “Концепция НОбр взрослых на период до 2025 г.”[1]. Цель Концепции – создать условия и оказать содействие взрослому населению в реализации потребности на образование независимо от возрастных критериев, от социальных условий, от места его проживания.

Концепция определяет современное понимание НОбр взрослых и выделяет несколько основных ее функций, как [1]:

  • профессиональная;

  • социальная;

  • личностная.

 

Если более подробно рассмотреть каждую из обозначенных функций, то мы можем констатировать, что каждая имеет главенствующее значение для развития личности и реализации его потенциала, как профессионального, так и личностного:

Профессиональная: реализация данной функции предполагает повышение трудовой мобильности личности, его конкурентоспособности на основе приобретения им новых квалификаций, освоения трудовых функций, повышения уровня профессиональной компетенции;

Социальная: данная функция направлена на взаимодействие человека с социумом, знакомство с общечеловеческими ценностями общества, изучение языка, культуры и других видов деятельности, направленных на формирование функциональной грамотности индивида в самой различной сфере.

Личностная: функция направлена на удовлетворение познавательной потребности человека, творческого роста, постоянное повышение общей образованности и культуры личности.

Исходя из вышесказанного, необходимо уточнить, что понятие “система НОбр” – это комплексное понятие, которое подразумевает включение в этот процесс различных учреждений (государственных, негосударственных, реализующих как основные программы, так и дополнительные (профессиональные и общеразвивающие) [7], обеспечивающих содержательное единство и преемственность основных компонентов образования. Воспитательно-образовательные организации объединены в этот процесс для решения вопросов воспитания, образования и профессиональной подготовки человека с учетом потребностей как самой личности, так и общества, с целью удовлетворения его стремления к самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни.

Таким образом, ведущей идеей НОбр является развитие человека как личности (профессионально-компетентной, конкурентоспособной, мобильной). В качестве приоритетов выделяют активность личности в образовании и самообразовании, привитие интереса к знаниям через индивидуализацию и разнообразие образовательных программ, интеграцию формального, неформального и информального образования.