Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся

Пришлова Л.В., учитель МОАУ Лицей г. Бронницы 

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, суицида, беспризорности и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Именно поэтому учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение “вечных” вопросов. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

 

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

 

Но как решить все эти проблемы, когда школьники все меньше и меньше читают, на первом месте которых стоят компьютерные игры, часто жестокого содержания. Все чаще приходится задавать себе не только вопрос «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и вопрос «как учить результативно?». Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся.

 

Технология проектного обучения не является принципиально новой в мировой технологии. Она появилась в начале 20 века ее разработал Дж.Дьюи и В.Х. Килпатрик (американские ученые). .Разумеется, со временем идея методов проекта претерпела некую эволюцию. Проектная технология широко распространена в американских и японских школах. В переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути».

 

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: социальные, коммуникативные и мыслительные.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  1. Монопректы – в рамках одного учебного предмета.

  2. Межпредметные – по двум и более предметам.

  3. Надпредметные – выходят за рамки предметов.

 

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  1. Внутриклассные.

  2. Внутришкольные.

  3. Региональные.

  4. Международные.

 

По числу участников:

  1. Индивидуальные.

  2. Парные.

  3. Групповые.

 

По продолжительности:

1.Краткосрочные ( 1 урок, 3-6).

2.Среднесрочные (1-2 месяца).

3. Долговременные (до года).

 

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  1. Исследовательские.

  2. Творческие.

  3. Игровые.

  4. Информационные.

  5. Социально – значимые.

 

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы (раздать каждому участнику):

 

Подготовка к работе над проектом:

  • определение темы и целей проекта;

  • формирование групп для работы над проектом;

  • планирование этапов работы.

 

Работа над проектом в группах:

  • планирование работы;

  • исследование;

  • оформление выводов и результатов.

 

Представление – защита проектов.

Оценка проекта:

  • самооценка;

  • оценка других групп;

  • оценка учителя;

  • оценка специально созданной группы экспертов.

Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

  • Что мы делали?

  • Как мы делали7

  • Каковы результаты?

  • Какой мой личный вклад в решение проблемы?

 

В своей  работе, я использую чаще всего монопроекты на уроке литературы в 5 -6 классах. При изучении уроков, посвященных биографии писателя либо истории создания произведения. Реализации проекта – мультимедиапрезинтация, доклад. В этом году были выполнены учащимися монопроекты по теме «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов. «Бородино», «Жанры русской литературы» и «Жизнь и творчество М.Горького».  Хочется отметить, что с каждым разом проектная деятельность получается лучше. Данные проекты были групповые, краткосрочные. Тип проекта – информационный ( показ презентаций итоговых). Ребятам очень нравится выполнять такого рода деятельность, особенно, когда они узнают много интересных фактов из жизни писателя, а это залог на успешное прочтение произведения. Мы все знаем, что биография наших писателей, поэтов яркая и интересная, много печальных и несправедливых  событий происходит в жизни талантливых людей, поэтому  - это большой пласт для духовно – нравственного воспитания. Ребята активно высказывают свою точку зрения. Оценку проекта комбинируем: сначала самооценка, затем оценка групп или слушающих и заключительная оценка учителя. А в заключение урока повторный просмотр презентации , который проходит не менее успешно, чем в начале. Как говорится «повторение – мать учения»!

 

Также в этом учебном году я организовала проектную деятельность среди старших классов. Тема «Жизнь и творчество С.Есенина» Тип  проекта- творческий. Краткосрочный (2 урока), внутришкольный. Кроме того, что ребята готовили стенд по творчеству С.Есенина, они готовили творческую презентацию его стихов (от класса 1). Получились шикарные литературно – музыкальные композиции с песнями, танцами, иллюстрациями и замечательным актерским мастерством  (фотографии).

 

И еще один проект  – социально – значимый – это «Предания, легенды, былички и бывавльщины Шербакульского района». Телекоммуникационный проект.

 

Цели проекта:

  • собрать теrсты легенд, преданий, быличек и бывальщин Шербакульского района;

  • формирование у учащихся уважения к Родному краю;

  • издание сборника «Легенды, предания, былички и бывальщины Шербакульского района»

 

Задачи проекта:

  • приобщить учащихся разных поселений Шербакульского района к сбору материала для создания сборника;

 

  • - воспитание у подрастающего поколения гражданственности, любви к своей малой Родине;

  • - стимулирование интереса школьников к изучению истории, культуры родного края и литературному творчеству;

 

  • определить и проанализировать сюжетно-тематические группы легенд, быличек, бывальщин, преданий Шербакульского района.

 

В данном проекте принимают участия ребята, которые дополнительно занимаются литературой. Это учащиеся 7 – 11 классов.

 

Для его осуществления были приглашены все школы района. Планируемый результат проекта – выпуск печатного издания – книги, по данной теме. Но, к сожалению, ни одна из школ не откликнулась. Проект перешел на более низкую ступень – внутришкольную.

 

Таким образом, проектная технология в сочетании с современными информационными технологиями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи духовно – нравственно воспитания.