Творческий педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях"

Яркова А.П., концертмейстер высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1», г. Сургут

Проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, обеспечения необходимых социально-педагогических условий для формирования гражданско-патриотических чувств у молодёжи является сегодня особенно актуальной.

Творческий проект является обоснованием пропагандистской деятельности концертмейстера в целях решения проблемы патриотического воспитания личности.

Это обобщение практического опыта, вызванное пониманием необходимости разработки и реализации проекта в сложившейся проблемной ситуации.

Основное содержание проекта раскрывается в описании разных направлений деятельности концертмейстера как путей по достижению цели в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Обоснование необходимости проекта

Тревожная тенденция изменений в мотивации поведения и выборе ценностных ориентаций молодых людей, утрата устойчивого интереса к образованию, труду, рост антипатриотических настроений и агрессивности свидетельствует о наличии отрицательного отношения представителей российской молодёжи к таким понятиям как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Вместе с тем, главным методологическим принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание молодыми людьми своей Малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности.

 

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей.

 

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине; лояльность в отношении к политическому строю; следование традициям своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинскую храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

 

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.

 

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая государственными органами при активном участии СМИ, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и общественных организаций.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

По мере вырастания у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности.

Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:

  • между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;

  • между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;

  • между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.

 

Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса патриотического воспитания школьников. Именно мы, педагоги ответственны за будущее своих воспитанников. Современное образование ставит перед педагогом цели воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности.

 

Реализация проекта отвечает актуальным на сегодня задачам патриотического воспитания.

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта состоит в создании в учреждении дополнительного образования детей педагогических условий для формирования у учащихсягражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.

 

Задачи:

  • вовлечение учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию;

  • формирование культуры межнационального общения;

  • формирование традиций в коллективе;

  • создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

 

Основное содержание проекта

Реализация проекта проводится по следующим направлениям:

 

Историко-патриотическое воспитание. Его цель – пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах; воспитание уважительного отношения к живым и павшим участникам минувших войн.

 

Мероприятия, реализуемые в данном направлении:

  • литературно-музыкальная композиция «Подвигу - жить!»;

  • лекции-беседы «Уроки Мужества».

 

2. Духовно-нравственное воспитание направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме, что в последнее время для россиян особенно актуально. Как отметил в одном из своих выступлений В.В. Путин, «для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и национальном авторитете».

 

Реализуемые мероприятия в данном направлении: литературно-музыкальные композиции «Посвящение Матери», «Романсы и их красота», «День Учителя», «Весеннее настроение».

3. Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите. 

 

Мероприятия: литературно-музыкальная композиция «День Защитника Отечества».

 

4. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга. 

Мероприятия:

литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, моя Россия!»

 

5. Социально-патриотическое воспитаниенаправлено на воспитание социально активной личности.

Мероприятия:

литературно-музыкальная композиция «Комсомольцы-добровольцы!».

 

6. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Мероприятия, приуроченные ко Дню Победы: акция «Георгиевская ленточка»; «Жуковское движение»; литературно-музыкальная композиция «Подвигу - жить!».