Гражданско-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития системы образования

Лебедева А.А., старший методист ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» - Регионального модельного центра дополнительного образования детей, руководитель Регионального ресурсного центра патриотического воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи является ключевым фактором развития современной России, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

 

Целью гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи является становление высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

 

Гражданско-патриотическое воспитание опирается на следующую систему фундаментальных социальных и педагогических понятий:

 

гражданственность – это нравственная позиция, для которой характерны в чувство долга и ответственности человека перед гражданским обществом. Чувство гражданственности связано с осознанием себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями;

 

гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

 

патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

национальное самосознание (идентичность) – чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоение и принятие ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

 

базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

 

духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 

Перед образовательными учреждениями стоит задача развития у учащихся навыков решения разнообразных социально значимых проблем. Именно в этом состоит ключевая социокультурная роль дополнительного образования. Как отмечается в Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г., в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик.

 

В целях формирования на территории Тамбовской области единого пространства, обеспечивающего развитие и совершенствование системы патриотического воспитания детей и подростков в 2018 году на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» - Регионального модельного центра дополнительного образования детей создан Региональный ресурсный центр патриотического воспитания.

Одними из основных направлений деятельности являются:

 

  • организационно-методическое обеспечение и сопровождение деятельности образовательных организаций реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в сфере патриотического воспитания, муниципальных ресурсных центров патриотического воспитания, военнопатриотических клубов, отрядов, объединений;

  • организация межрегионального, межведомственного и внутриведомственного, сетевого взаимодействия по реализации программной деятельности в сфере патриотического воспитания;

  • проведение семинаров, вебинаров, диалоговых площадок по актуальным вопросам в сфере патриотического воспитания; организация работы по паспортизации муниципальных ресурсных центров патриотического воспитания, военнопатриотических клубов, отрядов, объединений;

  • формирование единого информационного банка данных по вопросам патриотического воспитания;

  • проведение социологических опросов, мониторинговых исследований в сфере патриотического воспитания.

 

С апреля этого года стартовал Региональный межведомственный проект «Память о прошлом – дорога в будущее» Реализацию Проекта курируют управление образования и науки, управление культуры и архивного дела Тамбовской области, при участии департамента общественных связей и информационной политики аппарата главы администрации области, управления общественных связей области. Приказ №1984/114 от 26.07.2018г.

 

Целью проекта является актуализация в обществе основ гражданственности и патриотизма как важнейших духовнонравственных и социальных ценностей, формирование и развитие у подрастающего поколения толерантных межличностных межкультурных отношений, важнейших социально значимых гражданских качеств и способности проявить их в созидательном процессе в интересах общества.

 

Мероприятия проекта взаимосвязаны и направлены на духовнонравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивнопатриотическое воспитание.

Особенностью проекта является комплексный подход к волонтерской деятельности. В рамках проекта будет организована работа по ряду направлений деятельности:

  • «Милосердие»: возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, направленных на решение проблем старшего поколения. Поддержка ветеранов, пожилых людей, помощь социально незащищенным слоям населения.

  • «Жить с открытым сердцем»: активное вовлечение членов волонтерских отрядов в проведение социально значимых мероприятий; популяризация волонтерской деятельности, расширение числа волонтеров, увеличение числа волонтерских отрядов. В рамках направления будет создана дистанционная областная школа обучения волонтеров.

  • «И каждый человек мне дорог»: изучение национальных особенностей, культуры, быта народностей, проживающих на территории Тамбовской области.

 

По итогам будет издан сборник (эссе, фотографии) с описанием многонациональной культуры тамбовского края и участие волонтерских отрядов в фестивале «Тамбовские узоры» в 2020 году с целью популяризации культурных традиций. Важной составляющей мероприятий проекта является организация работы межведомственных муниципальных и региональных диалоговых площадок по вопросам патриотического, духовно-нравственного воспитания, в рамках работы которых обучающиеся - лидеры общественных молодежных объединений, школьного самоуправления, члены патриотических объединений, клубов, совместно с представителями государственной власти, общественных организаций, педагогической общественности, ветеранами Великой Отечественной и локальных войн и др. смогут в режиме диалога обсудить актуальные вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания.

 

Диалоговая площадка является одной из форм вовлечения детей, молодежи, общественности в обсуждение важнейших проблем патриотического, духовно-нравственного воспитания. Целью площадки является: содействие формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, моральноволевых качеств личности и поведения, ориентированного на формирование ответственности перед Родиной, обществом и государством, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

 

Диалоговая площадка осуществляет деятельность по следующим направлениям:

  • Духовно-нравственное – обсуждение вопросов, касающихся высших ценностей, идеалов, ориентиров в социально значимых процессах и явлениях реальной жизни, а также формирование способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов.

  • Историко-краеведческое – обсуждение вопросов, касающихся особенностей духовного, политического, экономического развития страны.

  • Гражданско-правовое – обсуждение вопросов, связанных с формированием гражданской позиции, правовой культуры и навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, профилактической работы по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде.

  • Социально-патриотическое - обсуждение вопросов духовнонравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции.

  • Военно-патриотическое - обсуждение вопросов, касающихся формирования у молодого поколения патриотического сознания, идей служения Отечеству.

  • Спортивно-патриотическое - обсуждение вопросов, касающихся развития морально-волевых качеств, воспитания выносливости, стойкости и мужества, готовности к защите Родины.

  • Культурно-патриотическое - обсуждение вопросов, касающихся этнокультурного наследия страны и родного края. Участниками Диалоговой площадки являются обучающиеся образовательных организаций области в возрасте от 14 до 18 лет, 10 педагогические работники, представители органов власти, общественных и ветеранских организаций, бизнеса и др.

 

Таким образом, становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, реализовывая социально-значимые проекты дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Поэтому в настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.